Международная торговля
Международная торговля – это система экономических отношений в части купли-продажи товаров и услуг, складывающихся между странами.
Движение товарно-материальных ценностей может осуществляться внутри страны и за ее пределами. Участие в международной торговле обусловлено разделением труда, которое заключается в специализации страны на производстве определенных благ и услуг. В силу исторических и природно-климатических условий страна производит товары и услуги, которые обходятся ей дешевле, чем их стоимость на общемировом рынке. Если же производство выходит дороже, то стране выгоднее импортировать блага, в которых она нуждается.
Участие в международной торговле дает следующие преимущества:
- Усиление воспроизводственного процесса вследствие специализации.
- Создание возможностей для массового производства.
- Увеличение экспортных поставок.
- Конкуренция, стимулирует общее экономическое развитие.
- Накопление капитала за счет поступления денег от экспорта.
Теория международной торговли стала развиваться еще в 16 веке, когда были совершены крупнейшие географические открытия. Экономисты рассматривали торговлю, как средство накопления богатства. Стимулом для наращивания объемов сбыта являлись заработанные средства. Далее теория торговли развивалась с точки зрения специализации. Например, классики видели ее цель в наращивании страной собственного преимущества. Хекшер и Олин показали, что стране выгоднее продавать товары, производство которых обеспечено достаточным количеством собственных ресурсов. Так же был выведен парадокс Леонтьева, который говорит о том, что капиталоемкие блага в структуре экспорта наращивают свое присутствие в отличие от трудоемких.
Рынок продовольственных товаров
Рынок продовольственных товаров – это одна из форм рынка, где сходятся интересы продавцов и покупателей относительно купли-продажи продуктов питания. Он представляет собой целостную динамическую систему, где рационально формируются и распределяются товары продовольственной категории. Рынок обеспечивает взаимодействие покупателей, заинтересованных в покупке продуктов питания и производителей. Последние стремятся учесть интересы покупателей и поддержать необходимое качество и цену продукции.
Все рынки продовольственных товаров делят на следующие категории:
- Рынок сырьевых продовольственных товаров.
- Рынок товаров высокий степени переработки.
- Рынок однородной продукции с низкой степенью переработки.
- Рынок продовольственного сервиса.
Сырьевой рынок представлен продукцией сахарной, мукомольной и других отраслей. Он отличается относительной однородностью и стандартизированностью. Реализация товаров проводится крупными партиями. Продукты высокой степени переработки имеют широкий ассортимент по каждой товарной группе. Обычно это продукты, которые продаются в розничных магазинах в индивидуальной упаковке для конечных потребителей. Рынок с однородной продукцией представлен товарами животноводства и растениеводства – мясо, молоко, свежие плоды и другое. Так же на рынке осуществляется сервисное обслуживание, к нему относят услуги предприятий питания.
Рынок продуктов питания имеет несколько уровней. Он может быть региональным, национальным или локальным. Например, хлебные продукты, молоко реализуются на локальном уровне. На региональном могут проводиться поставки мяса, овощей и фруктов, а на национальном – консервов и импортного продовольствия. Сам рынок выполняет стандартные функции. Он обеспечивает своих участников информацией, является посредником между продавцами и покупателями, влияет на ценообразование. Рыночный механизм регулирует предложение и спрос, а также избавляет рынок от предприятий, не справляющихся с конкуренцией.
Особенности и перспективы развития международной торговли на рынке продовольственных товаров
Продовольствие является основой экономической безопасности. Оно обеспечивает нормальное функционирование населения. Поэтому государственная власть первым всегда решает вопрос обеспечения населения продуктами питания. Одним из крупнейших сегментов на мировом рынке является продукция переработки сельскохозяйственного сырья. Она может быть готовой к употреблению, либо являться сырьем для дальнейшей переработки. Сюда относят муку, крахмал, солод, глютен, готовую продукцию из мяса, рыбы, выпечку и макаронные изделия, консервированные и замороженные овощи и фрукты, мед, яйца.
Крупнейшими импортерами продовольственных товаров являются Япония, США и Китай. Но нельзя однозначно определять направленность международной торговли страны, потому что вследствие международного разделения труда так или иначе любая страна занимается выращиванием продовольственных культур и разведением скота, а так же занимается рыболовством. То есть, в каждой стране существуют виды деятельности, направленные на обеспечение продовольственной безопасности.
Сегодняшний мировой рынок продовольственной продукции отличается наличием товаров с большой добавленной стоимостью. Российская экономика отстает от показателей других стран, хотя исторически является одним из крупнейших производителей зерна. Перспективы развития российского импорта в сфере международной торговли продовольственными товарами эксперты связывают с продуктами с высокой добавленной стоимостью, экологически чистыми, натуральными продуктами, а также локальными агрокультурами.
Современный международный агрорынок переживает трансформацию. В основе ее лежит нестабильность мирового рынка продуктов, вызванная цикличными кризисами, неравномерностью распределения ресурсов, ростом мировых цен и природными аномалиями. Так же среди причин отмечают ограничения на экспорт. Сельскохозяйственная продукция становится одним из ключевых структурных факторов международных отношений. На смену бобовым и зерновым пришли мясо, молоко и яйца. Эксперты прогнозируют рост потребности в белковых продуктов к середине 21 века.