Сущность мирового хозяйства
Большинство современных национальных экономик строится на принципах рыночных отношений, что создает условия для их открытости и взаимодействия друг с другом. Комплекс национальных экономических структур, а также связей между ними называется мировым хозяйством. Оно перенимает свойства своих подсистем и так же подчиняется законам рынка.
Для мировой экономики характерны следующие черты:
- Свобода действий хозяйственных субъектов (международных организаций, корпораций и отдельных государств).
- Конкуренция за лучшие условия и выгоду.
- Соотношение предложения и спроса, определяющее равновесную рыночную цену.
Мировое хозяйство является сложной структурой, внутри которой действует множество подсистем. Они вступают в отношения друг с другом, порождая новые свойства. Так, для мирового хозяйства характерна целостность, которая формируется за счет длительного сохранения стабильности системы. Еще одним свойством мировой экономики является иерархичность. Она складывается под влиянием естественных факторов, а именно, распределения ресурсов, производственных факторов и климатических условий, определяющих специфику производственной деятельности отдельного государства. Рыночный механизм, лежащий в основе функционирования системы, позволяет ей осуществлять самостоятельное регулирование внутренних процессов. Однако, ей присущи цикличность и провалы рынка, что требует дополнительного искусственного вмешательства в работу мировой экономики. Оно осуществляется за счет международных хозяйственных организаций, которые обеспечивают жизнедеятельность мировой экономики посредством определенных инструментов.
Стоит отметить корпорации, как субъекты, приносящие до четверти общемирового дохода. Они выполняют значимую экономическую и социальную функции в рамках мирового хозяйства. В развивающихся странах корпорации способны оказывать давление на ход экономического роста и развития.
Особенности гостиничного хозяйства
Наряду с предприятиями, занимающимися производством благ, существуют объекты хозяйствования, которые предоставляют различные услуги. Существуют, так называемые предприятия проживания, которые создаются для нужд гостиничного бизнеса.
Гостинично-ресторанное дело является основой туризма. Развитие последнего во многом зависит от уровня обслуживания, которое могут предоставить национальные предприятия проживания и общественного питания. Изначально гостиницы предоставляли лишь услуги проживания, но со временем спектр услуг заметно расширился. Теперь к нему относят питание и дополнительные услуги.
Стремление к максимизации прибыли лежит в основе диверсификации гостиничной деятельности. Сейчас наравне с основными услугами могут предоставляться сервис в области:
- организации бизнес-встреч;
- оказания спортивных услуг;
- курортно-санаторного лечения;
- посреднических услуг;
- коммунально-бытовой сервиса и так далее.
Гостиничное хозяйство строится на оказании нематериальных услуг, то есть процесс производства осуществляется одномоментно. Однако, услуга не может реализовываться отдельно от материально-технической базы. Таким образом, продукт, создаваемый гостиницами, называется «предоставление услуг», то есть продажа и непосредственное потребление продукта происходят вместе. Гостиничное обслуживание осуществляется в несколько этапов. К ним относят информирование о предоставляемом ассортименте услуг, резервирование, продажа продукта, прием и проводы гостей, обслуживание в гостинице.
Считается, что персонал в гостиничном бизнесе используется неэффективно. Для того, чтобы обслужить вновь обратившегося клиента, необходимо чтобы присутствовали администраторы, носильщики, уборщики, портье и множество других служебных лиц. Однако, современные технологии регистрирования и обслуживания позволяют уменьшить число персонала до минимума.
Мировое гостиничное хозяйство
В мировом гостиничном хозяйстве выделяют два направления деятельности – обслуживание в сфере постоянного проживания и временного проживания. В свою очередь они делятся на следующие категории:
- Предприятия проживания для целей отдыха (туризм, курорты и так далее).
- Гостиницы для проведения бизнес-мероприятий, либо размещения гостей, приехавших для осуществления рабочих целей.
- Предприятия проживания для транзитных гостей.
При этом существуют общемировые стандарты обслуживания для каждого вида деятельности. Самой распространенной системой классификации отелей в мире является «звездность». Она зависит от вместительности гостиницы, оборудования, класса общих помещений, уровня обслуживания и комфорта, а также доступности для лиц с ограниченными возможностями.
Как и любая другая сфера экономической деятельности, туризм претерпевает определенные изменения под влиянием спроса. Современное гостиничное хозяйство подвержено глубокой диверсификации и специализации услуг. На данный момент функционируют целые сети отелей по всему миру, которые можно назвать транснациональными компаниями. Информационные и телекоммуникационные услуги широко применяются и в сфере гостинично-ресторанного бизнеса.
Большое значение в организации мирового гостиничного хозяйства играет развитие менеджмента, как научного направления. Оптимизация процессов управления внутри отелей позволяет повысить эффективность и качество оказываемых услуг. Достаточно часто владельцы гостиничного бизнеса приглашают профессиональных менеджеров, которые руководят целыми сетями. Так же широко используется практика франшиз, когда бизнес продается сторонним лицам, но на условиях сохранения торговой марки, принципов обслуживания, маркетинговых мероприятий и так далее.
В современном гостиничном деле развиваются новые направления, например, недорогое размещение с минимумом услуг, но достаточной комфортности. Таким образом, гостиницы различных масштабов ориентируются на определенный рыночный сегмент и оказывают услуги, соответствующие потребностям спроса.