Понятие конкуренции
Конкуренция – это соперничество между субъектами экономики за наиболее выгодные условия существования и функционирования в хозяйственной системе.
Понятие конкуренции впервые появилось в трудах Маркса. Чаще всего в экономической науке под конкуренцией понимается противоборство представителей производственного сектора. Его сущность заключается в ограниченности ресурсов и спроса, которые определяют будущие доходы предприятий. Поэтому конкуренция возникает в точках пересечения интересов отдельных субъектов.
Экономические агенты, функционируя на рынке, ограничивают своими действиями свободу других субъектов. Поддержание справедливой конкуренции в экономике на всех уровнях является приоритетной задачей государства. Конкуренция является движущей силой прогресса и экономического развития. Она положительным образом сказывается на общей экономической обстановке, формируя условия для совместного роста.
В экономике конкуренция рассматривается с трех сторон, как:
- определенный уровень состязательности экономических агентов.
- элемент саморегулирования рынка.
- критерий отраслевого рынка.
Существует два основных вида конкуренции – совершенная и несовершенная. Первая описывает идеальную ситуацию, при которой ни один экономический агент не может оказывать существенного влияния на рынок. Информация о конъюнктуре доступна для всех участников отношений. Такая конкуренция существует в теоретических моделях, обозначая эталон, к которому необходимо стремится в практической жизни.
Несовершенная форма конкуренции проявляется в реальной жизни различными формами. Существует конкуренция продавцов – монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Так же может быть конкуренция покупателя – монопсония, олигопсония. Для каждой модели характерны свои особенности. Информация рынка является ассиметричной. Часто требуется вмешательство государства в поддержание справедливой конкурентной среды, с целью обеспечения равномерное развитие рынка.
Особенности международной конкуренции
Конкурентная борьба присуща не только отдельным субъектам хозяйствования, но и целым экономическим системам. Мировая экономика отличается тем, что создает условия для сохранения справедливой конкурентной среды. На мировом уровне происходит взаимодействие национальных хозяйственных систем, состязающихся за более выгодные условия сбыта, доступ к ресурсам и так далее. Отличительными особенности международной конкуренции являются:
- Преобладание неценовой конкуренции.
- Смещение центров конкурентной борьбы.
- Высокая интенсивность.
- Динамичность.
- Масштабность.
Можно сказать, что международная конкуренция сохраняет основные черты конкуренции микроэкономического уровня. Ее отличает масштабность, а механизмы остаются прежними. Мировой рынок постоянно пополняется новыми участниками, так как страны постепенно переходят из разряда слаборазвитых в развивающиеся или развитые.
Процессы глобализации и интеграции в мировое хозяйственное пространство привели к тому, что стали появляться региональные объединения, так же участвующие в конкурентной борьбе. Все чаще противоборство превращается в сотрудничество. Если ранее страны использовали различные методы захвата рынка сбыта, то теперь они стремятся к объединению хозяйственных усилий с целью распределения затрат и рисков.
Открытость большинства современных национальных экономических систем привела к тому, что на международный рынок выходят не только крупные транснациональные корпорации, но и относительно небольшие компании. Доступ к внешним рынкам усиливает конкуренцию не только между странами, но и между субъектами экономик различных национальных систем.
Конкуренция городов на международном уровне
Рост конкуренции на международном уровне связан с увеличением числа участников мировых экономических отношений. Теперь на уровень международного взаимодействия могут выходить не только страны и транснациональные компании, но и отдельные субъекты хозяйствования. Принято рассматривать конкуренцию между странами. Наиболее конкурентоспособными считаются Япония, США, станы Западной Европы. Однако, международная конкуренция добралась то отдельных городов, являющихся центрами экономической и финансовой жизни мирового сообщества.
Конкуренция между ними разгорается за инвестиционную привлекательность. Традиционно крупнейшими городами, притягивающими большие финансовые вложения, являются Лондон и Нью-Йорк, однако, инвесторы стали интересоваться и другими направлениями. Например, востребованной стала недвижимость в Дубае, а также в Дублине. Наиболее активными инвесторами остаются американцы и представители Западной Европы. Последние предпочитают вкладывать в собственные страны и города.
Причинами конкуренции между городами можно назвать:
- Ограниченность ресурсов развития городского пространства.
- Вероятность ухода экономических субъектов из города.
- Миссия и стратегия администрации города.
- Формирование конкурентного образа мышления у руководителей города.
Чтобы город смог выйти на международный уровень конкуренции необходимо наличие открытости муниципального образования для иностранных граждан и инвесторов. Особое внимание уделяется подвижности населения, предприятий и инвесторов. При этом субъекты хозяйствования, принадлежащие городу, должны обладать достоверной и полной информацией о международном рынке. Местные предприниматели могут нуждаться в муниципальной поддержке, поэтому обеспечение конкурентоспособности города во многом зависит от бюджетного финансирования. При этом важно ограничить вмешательство государства в естественные процессы рыночного взаимодействия городов. Оптимально, если решения государства будут поддерживать естественные социально-экономические процессы в регионе, между городами.