Понятие международной экономики
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономических систем, причем они рассматриваются в качестве обособленных хозяйственных единиц. Международная экономика отличается тем, что исследует связи, устанавливаемые между государствами в сфере экономического взаимодействия. Стоит отметить, что международная хозяйственная система не является однородной. Это вызвано рядом естественных факторов:
- Неравномерностью распределения производственных факторов.
- Природно-климатическими условиями.
- Территориальным расположением.
В мире наблюдается тенденция к интеграции национальных экономик в общемировое хозяйство. Связано это с переходом к рыночным отношениям, предполагающим либерализацию хозяйственных процессов, независимость действий субъектов, их стремление к максимизации собственной выгоды.
Отношения между странами становятся более крепкими, что способствует развитию новых форм взаимодействия не только в производственной, но и в социальной, культурной, научной и других сферах жизни мирового сообщества. Процессы глобализации охватили практически все страны, сейчас они влияют на каждого индивида планеты. Именно поэтому, международная экономика выходит на первый план в рамках фундаментальной и прикладной науки.
Наука о международных отношениях занимается изучением и сопоставлением статистических данных, описывающих состояние экономических систем отдельных государств. Прежде всего, она изучает связи и принципы взаимодействия между странами. Благодаря ей, формируется представление о процессах и явлениях в международных отношениях, складываются предпосылки для принятия обоснованных управленческих решений. На основе знаний международной экономики могут разрабатываться прогнозы развития, анализироваться данные, вноситься корректировки в стратегический план взаимодействия между странами.
Роль менеджмента в экономике
Современную систему экономических отношений отличает свобода субъектов, либерализация отношений между ними, стремление к индивидуальной выгоде. Все это порождает конкурентную среду, где выживание в долгосрочном периоде во многом обеспечивается грамотным управлением процессами.
Как правило, менеджмент рассматривается в рамках организаций или небольших хозяйственных систем. Однако, роль управления в настоящее время постоянно возрастает. Связано это с тем, что саморегулирование, создаваемое рыночным механизмом, не всегда способно решать возникающие задачи. Иногда требуется стороннее направленное вмешательство в процессы для обеспечения решения различных целей и задач.
Под менеджментом понимается направленное управление социально-экономическими системами в целях максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и резервов. Он может быть реализован не только на микроэкономическом уровне, но и применяться на уровне национального, международного и мирового взаимодействия.
Роль менеджмента стала возрастать под влиянием научно-технического прогресса, который требует быстрой перестройки производства и его процессов. Развитие массового производства и сферы потребления повлияло на формирование индивидуального подхода к покупателю. Это так же требует правильной и эффективной организации работы предприятий.
Наиболее широко в рамках менеджмента применяются следующие методы:
- Системный. Он рассматривает любой процесс, явления, хозяйственную единицу в качестве структуры, которая обладает определенным набором свойств и характеристик. В международной экономике национальные системы, а также отдельные субъекты рассматриваются в качестве открытых систем, способных к взаимодействию. Сама международная система считается целостной.
- Процессный. Он предполагает реализацию менеджментом определенных функций в хозяйственной структуре. В рамках международной экономики управление может выполнять функции планирования и прогнозирования, распоряжения, координирования, контроля и организации.
- Ситуационный. Нацелен на применение фундаментальных управленческих знаний для конкретных практических событий и ситуаций. Это позволяет использовать научно обоснованный подход в достижении целей и задач.
Международная экономика становится единым пространством со множеством обособленных элементов, вступающих во взаимодействие друг с другом, каждый из которых преследует свои интересы. Для координации их действий и предоставления равных условий необходимо использование инструментов менеджмента.
Менеджмент в международной экономике
Процессы глобализации все больше сближают страны между собой, создавая условия для продуктивной совместной деятельности. При этом сближение ведет к отрицательным явлениям, например, военным, экономическим и политическим конфликтам, социальной поляризации, еще большему отрыву развитых стран от других государств. Эти тенденции требуют грамотного управления процессами международных отношений в целях обеспечения интересов всего мирового сообщества.
По сути, менеджмент в международной экономике направлен на оптимизацию взаимодействия в многокультурной среде. В его основе лежит принцип абсолютных преимуществ, включающий в себя следующие положения:
- Распределение ресурсов, факторов производства, разница природно-климатических условий оказывают воздействие на развитие определенных отраслей народного хозяйства, что позволяет одним странам формировать преимущество в производстве и продаже определенных видов благ.
- Относительные преимущества формируются тогда, когда страна может расширить объемы импорта продукции при прочих равных условиях с другими странами.
- В зависимости от жизненного цикла товара его производство распространяется на все страны, а затем, вновь возвращается в страну происхождения.
- Интернационализация капитала представляет собой активную инвестиционную деятельность в сфере производства продукции и услуг между странами. Как правило, интерес инвестора подкрепляется высокими доходами от вложений, которые способны обеспечить страны, специализирующиеся на определенном виде благ.
Менеджмент международной экономики особенно важен в транснациональных компаниях. Здесь на первый план выходит взаимодействие между кадрами, имеющими не только разницу в образовании и профессиональной подготовке, но и разные культурные ценности, традиции и психологические отличия. Здесь управление выступает инструментом координации работы отдельных звеньев корпорации в целях достижения единства стратегического развития.