Особенности макроэкономического планирования и прогнозирования
Макроэкономическое планирование и прогнозирование – это части теоретического исследования крупных хозяйственных систем, основная задача которого заключается в применении практических методов для расчета будущих макроэкономических показателей.
Приставка «макро» означает привязку к крупным хозяйственным системам на уровне государственной структуры управления. Планирование и прогнозирование в этом случае являются частью научного знания «Прогнозирование и планилогия».
Планилогия - это научное направление, занимающееся вопросами оптимизации планирования, снижения неопределенности в ожиданиях и прогнозах. В нем используются фактические данные и методы из математики и иных точных областей знаний.
Планирование представляет собой целенаправленную деятельность человека или государства, задачей которой является определение перспектив социального и экономического развития территорий, отраслей, субъектов хозяйствования. Планирование является частью хозяйственной деятельности в экономических системах различного уровня организации.
Прогнозирование занимается исследованием перспектив в развитии явлений. Оно строится на количественных и качественных методах изучения. Целью прогнозирования является достижение параметров, обеспечивающих развитие. Данные для составления прогнозов берутся проверенные и научно обоснованные, тем самым снижается неопределенность конечного результата, и повышается степень соответствия ожидаемых итогов фактическим.
План тоже связан с прогнозами, но он имеет функциональный характер. То есть, сначала определяется общая стратегия и цели, а затем разрабатывается тактическая часть, позволяющая достичь желаемого результата. Совокупность элементов и есть план. Прогнозирование является более абстрактным. Оно относится к теоретической части практических исследований. Но на основе общих прогнозов могут вырабатываться целевые, необходимые для более точного планирования хозяйственной деятельности.
Таким образом, макроэкономическое планирование и прогнозирование являются обязательной частью экономики. Они обосновывают решения, которые принимаются в области экономической политики государства.
Социально-экономическая политика Израиля
Экономика Израиля характеризуется как рыночная, технологически развитая, с большой долей государственного сектора. Израиль - одна из наиболее развитых стран Юго-Западной Азии, она является передовой по индустриальному и экономическому развитию. Эта страна вторая в мире по количеству создаваемых предприятий. Импорт Израиля состоит преимущественно из сырья, вооружения, драгоценных камней, товаров потребления, зерна и топлива.
В стране развиваются высокие технологии. Ее потенциал часто сравнивают с потенциалом американской Кремниевой долины. Экспертное мнение определяет израильскую экономику, как зависимую от внешних субсидий.
Социально-экономическое развитие Израиля ориентировано на развитие высоких технологий, что связано с необходимостью поддержания обороноспособности и безопасности страны. Инновационные разработки широко применяются в мирной промышленности, что положительным образом сказывается на:
- Росте производительности.
- Благосостоянии общества.
- Качестве жизни граждан.
- Укреплении международных позиций страны
Израиль активно инвестирует в НИОКР. Однако, социальная стабильность в стране относительна из-за слишком большого разрыва в доходах населения. Она постоянно находится под угрозой, в том числе из-за этнических проблем. В последние годы социально-экономическая политика государства позволила повысить доверие к власти, а также сформировать положительные сдвиги в массовом сознании. Среди граждан формируются новые ценностные предпочтения, которые формируют отношение к социально-экономическому развитию общества.
Социально-экономическая политика Израиля сосредоточена на укреплении внутренних экономических отношений, построении диалога с населением. Власть эффективно справляется с решением вопросов, связанных с внешним давлением и ограничениями.
Планирование и прогнозирование социально-экономической политики в Израиле
Специфика израильского государства заключается в селективном подходе при выборе отраслей, получающих поддержку. Несмотря на постоянно продолжающиеся военные действия, экономика Израиля показывает рост. Территория Израиля поделена на следующие зоны:
- Тель-Авив – промышленный, культурный, торговый и финансовый центр страны.
- Хайфа – здесь сосредоточены морские порты, тяжелая индустрия, лесное хозяйство и рыболовство.
- Иерусалим – столица государства.
- Запад и Юг – регионы, специализирующиеся на сельском хозяйстве.
Более 70% ВВП Израиля формируется в сфере услуг. Темпы его роста в 2020 году удвоились, а уровень безработицы снизился на 10%. Средства, поступающие в бюджет страны, распределяются в следующем соотношении:
- На образование – 40% средств.
- В здравоохранение – 20%.
- На социальные нужды –10%
- На пособия по инвалидности – 2%.
Большая часть расходов связана с обороноспособностью страны. Политика Израиля способствует уменьшению государственного долга, который образовался вследствие крупных займов. Уровень безработицы в стране один из самых низких в мире. Из 9 миллионов граждан трудоустроена почти половина. 20% населения занято в технологичных отраслях экономики. Инфляция в стране так же является одной из самых низких. Она долгое время держится на уровне 1,2%. Минимальная оплата труда составляет около 1450 долларов США.
Израиль смог обеспечить стабильность и высокий уровень жизни своим гражданам. Однако, сохраняется зависимость от внешнего финансирования и внешних ресурсов. Страна полностью обеспечивает себя продуктами, эффективно развивает перерабатывающие отрасли, что позволяет уменьшать размер внешнего долга. Проблемы сохраняются из-за бесконечных военных конфликтов, которые заставляют граждан страны вступать в ряды регулярной армии. Несмотря на все трудности, страна обеспечивает стабильный социально-экономический рост национального хозяйства.