Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Франчайзинг как способ расширения внешнего рынка сбыта товаров и услуг

Определение 1

Франчайзинг – это форма ведения бизнеса, при которой франчайзер (юридическое лицо) на договорных основаниях предоставляет другому юридическому лицу (франчайзи) право использовать свою интеллектуальную собственность.

Сущность франчайзинга

Франчайзинг представляет собой такую организацию бизнеса, при которой франчайзи обязуется реализовать продукт (услугу) по заранее оговоренным правилам и законам ведения бизнеса, которые установил франчайзер. В обмен на соблюдение таких правил франчайзи может использовать имя и репутацию компании, ее продукты и услуги, а также маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Франчайзинг выступает одним из способов распространения бизнеса. Зачастую на развивающихся рынках, подобных российскому, франчайзинг – это самый быстрый способ обучения предпринимателя практическим стандартам для ведения прибыльного бизнеса.

Замечание 1

Франчайзинг подразумевает наличие как минимум двух сторон: франчайзера и франчайзи. Франчайзер представляет право на ведение бизнеса– франшизу, франчайзи выступает лицом, приобретающим право ведения такого бизнеса под торговой маркой франчайзера.

Условия контракта подразумевают предоставление франчайзером права франчайзи продавать товары или услуги на рынке, пользоваться торговой маркой и моделью бизнеса. На практике франчайзи оплачивает установленный первоначальный взнос, который дает право на получение обучения, использование торгового знака; а также долю от выручки - постоянные взносы за текущее обучение и руководство. Франчайзер проводит первоначальное обучение в части управления бизнесом, постоянно помогает в подготовке и переподготовке персонала, консультирует по вопросам маркетинга.

Формы франчайзинга на внешних рынках сбыта

В зависимости от типа взаимоотношений сторон франчайзингового соглашения различают следующие основные виды:

«Франчайзинг как способ расширения внешнего рынка сбыта товаров и услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Товарный франчайзинг – используется в торговой сфере. Заключение договора товарного франчайзинга, дает франчайзи право на продажу товара, который выпущен под торговой маркой франчайзера. Кроме того, у франчайзи есть право на проведение послепродажного и гарантийного обслуживания товаров. Во франчайзиговом договоре жестко регламентируется технология продаж, ассортимент и правила использования торговой марки данного производителя. В случае приобретения франчайзи у производителя торгового оборудования или недвижимости, от франчайзера требуется оказание ему финансовой поддержки, снабжение рекламным материалом, проведение обучения персонала. На внешнем рынке сбыта чаще всего товарный франчайзинг используется в сфере продажи автомобилей, горючего топлива и бытовой техники.
  2. Производственный или промышленный франчайзинг. Компания, имеющая запатентованную технологию изготовления товара, может передать франчайзи права на производство и последующую реализацию продукции под своей торговой маркой. Помимо патента, вторая сторона получает сырье и необходимые ингредиенты согласно эксклюзивной технологии. Договор описывает требования к производственным процессам, объемам выпускаемой продукции и параметрам ее качества. На внешних рынках сбыта производственный франчайзинг нашел широкое распространение при производстве безалкогольных напитков.
  3. Сервисный франчайзинг подразумевает предоставление права на оказание определенного вида услуг под торговой маркой франчайзера, обеспечивающего оборудованием, рекламными и маркетинговыми технологиями. Помимо поддержки, у компании-франчайзер есть право на осуществление контроля работы франчайзи. На внешнем рынке сбыта сервисный франчайзинг может, например, использоваться в сети химчисток.
  4. Деловой франчайзинг. В данном случае франчайзер передает не только право на продажу, но и лицензию на данный вид бизнеса. Документы четко оговаривают концепцию бизнеса, расписываются подробные инструкции в части обучения персонала, требования к интерьеру торгового зала и униформе сотрудников. Франчайзер регламентирует рекламную политику, формы ведения отчетности и принципы построения взаимоотношений с поставщиками товаров. Примером такого вида франчайзинга, стали многочисленные сети предприятий быстрого питания.

Модели франчайзинга на внешних рынках сбыта

Среди наиболее часто используемых моделей франчайзинга на внешнем рынке сбыта товаров и услуг можно назвать:

  • региональный франчайзинг, который охватывает своей деятельностью какой-то географический регион (страну) с опорой на главного франчайзи, обладающего правом выбирать новых франчайзи в конкретном географическом районе, а также проводить обучение.
  • суб-франчайзинг, специфическая особенность которого связана с тем, что франчайзи напрямую работает с суб-франчайзером, оплачивая ему роялти и постоянные взносы.
  • развивающийся франчайзинг, при котором заключается соглашение по развитию территории. При этом франчайзер передает эксклюзивное право на развитие какого-либо географического региона группе инвесторов, которые в свою очередь могут либо развивать собственную сеть франчайзеров, либо подбирать франчайзи.

Преимущества франчайзинга как способ расширения внешнего рынка сбыта

Основные преимущества франчайзинга как способа расширения внешнего рынка сбыта:

  1. Ориентация на прибыльность и эффективность для его участников. Отличительная черта франчайзинга – это не товары или услуга сами по себе, а высокое качество системы в целом. Это открывает для бизнеса широкие возможности, которые не требует значительного кредитования и финансовых обязательств. Для успеха франшизы важно следовать стандартизированной системе ведения бизнеса и выполнения деловых операций.
  2. Для производителя преимущество франчайзинга связано с возможностью контролировать условия реализации собственной продукции.
  3. Возможность у предпринимателя начать собственный бизнес, используя опыт, знания и поддержку того, кто франшизу предоставляет.
  4. Право предпринимателя использовать имя фирмы (торговую марку) с хорошей репутацией, что позволяет получить быстрое признание в пространстве современного рынка.
  5. Возможность для предпринимателей объединиться в систему франчайзинга, что позволит упрочнить репутацию фирмы среди потребителей и контрагентов.
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot