Понятие и особенности рынка
Рынок – это отношения, складывающиеся между продавцами и покупателями в процессе совершения сделки купли-продажи.
Рынки могут быть различных форм. Одним из главных критериев рыночной структуры считается независимость хозяйственной деятельности экономических агентов, что способствует формированию конкуренции между ними. В зависимости от насыщенности рынка субъектами определяется степень конкурентной борьбы между ними. Рынки в зависимости от числа продавцов и покупателей могут приобретать различные характеристики.
Современная экономическая мысль определяет рынок как совокупность экономических отношений, способствующих регулярному обмену между экономическими агентами. Обмен происходит на добровольных началах с использованием денежных средств, либо бартера. Рынок в экономике выполняет ряд значимых функций, а именно:
- Информирование участников о количестве и качестве готовой продукции, ассортименте.
- Посредничество между продавцами и покупателями.
- Формирование цены на основе предложения и спроса.
- Регулирование рынка через установление баланса спроса и предложения.
- Стимулирование инновационной деятельности, научно-технического прогресса.
- Координация производителей в сторону производства благ, в которых нуждается общество.
- Оздоровление экономики.
Субъектами рынка выступают любые экономические агенты, задействованные в отношениях. Объектами могут быть факторы производства, полуфабрикаты, готовые товары и услуги, интеллектуальная собственность, работы и так далее. Формой рынка может быть базар, аукцион, магазин, социальное взаимодействие. Развитие высоких технологий способствовало формированию нового вида электронного рынка. Для него характерны те же черты, что и для традиционного рынка.
Особенности электронного рынка
Внедрение в повседневную жизнь человека компьютерной техники, средств передачи данных, коммуникации привело к тому, что большая часть населения получила доступ к виртуальной среде, где может совершать экономические действия без физического присутствия.
Взаимоотношения между субъектами хозяйствования в Интернете создают электронный рынок. Здесь совершаются сделки купли-продажи, проводятся взаиморасчеты. Таким образом, электронный рынок – это место пересечения интересов продавцов и покупателей с использованием высоких технологий.
Особенностью его виртуальности можно назвать реальное существование объектов и субъектов сделок. Считается, что конкурентная борьба на виртуальном рынке является более совершенной, чем в традиционной экономике. Здесь присутствует огромное количество продавцов и покупателей, а выход на рынок является достаточно простым. При этом продавцы и покупатели имеют практически неограниченный доступ к информации. Они могут сравнивать данные, цены, выбирать услуги и товары без затраты времени на физические поиски.
На электронном рынке сейчас действуют крупные компании, а также представители малого и среднего бизнеса. Действующие предприятия можно разделить на:
- Полностью электронные, имеющие представительства только в Интернете.
- Смешанные, представленные в традиционной и электронной сфере.
- Традиционные, ведущие бизнес только на физическом рынке.
Организационная структура электронного рынка делится на сектора. Сектора бизнес для бизнеса охватывает отношения между юридическими лицами. Бизнес для клиента является моделью традиционных отношений в электронной среде, когда производитель продает свой товар покупателю. Так же существуют более сложные формы взаимоотношений, например, бизнес для государства, государство для всех, государство для потребителей. На электронном рынке возможно взаимодействие покупателей друг с другом, когда индивиды оказывают друг другу услуги или продают товары.
Место электронных рынков в мировой экономике
Мировая экономика представляет собой самую крупную хозяйственную систему, в которой осуществляются отношения между национальными экономиками, международными институтами, транснациональными компаниями и крупными предпринимателями. Для современной мировой экономики характерен процесс глобализации, вызванный массовым переходом стран к рыночной системе отношений. Большинство государств проводят политику интеграции в единое экономическое пространство с целью открытия новых рынков сбыта, создания дополнительных источников доходов.
Электронные рынки изначально предполагали отсутствие любых границ. Они создали виртуальных конкурентов действующему традиционному бизнесу и корпорациям. Сейчас любой человек, имеющий доступ в Интернет, может совершить покупку или иное экономическое действие, не выходя из дома. Электронные рынки предоставили возможности для малого и среднего бизнеса, сократив традиционные затраты и предоставив неограниченный доступ к покупателям.
Сложность управления электронными рынками заключается в отсутствии единого законодательства для всех его участников. Производители могут реализовывать свой товар практически на любой территории. На сегодняшний день возникла потребность в создании единых правил торговли в сфере электронного товарооборота.
Электронный рынок стимулирует развитие обслуживающих отраслей. Например, он способствует преобразованиям в сфере доставки товаров. Сейчас создаются логистические центры с развитой инфраструктурой, способные обслуживать нужды бизнеса и потребителей на основе аутсорсинга. Иное развитие получили платежные системы. Появились различные виды безналичных платежей, облегчающих взаимодействие продавцов и покупателей.
Остро стоит вопрос о защите информации, данных покупателей, предприятий. Обеспечение информационной безопасности является одной из приоритетных задач не только бизнеса, но и государств. Электронный рынок из-за своей специфики провоцирует развитие новых видов мошенничества с использованием высоких технологий, что повышает число хищений, злоупотреблений доступной информацией.