Аукционная торговля – это разновидность рыночной публичной торговли, суть которой заключается в продаже аукционной продукции (т.е. предварительно осмотренной покупателем), проводимой в состязательном порядке между покупателями (в итоге побеждает, т.е. приобретает аукционную продукцию, тот, кто предложил за нее наибольшую цену).
Общее представление об аукционной торговле
Международная торговля может осуществляться в различных организационных формах. Одной из таких форм является аукционная торговля.
Аукционная торговля осуществляется на особых рынках, которые специально организованы в заранее определенных местах и функционируют с определенной периодичностью. Речь идет про международные товарные аукционы. Мировая практика аукционной торговли привела к тому, что международные товарные аукционы специализируются на продаже отдельных видов товаров, в основном животного и растительного происхождения (например, скота, лошадей, рыбы, овощей, фруктов, пушнины, немытой шерсти, щетины, тропической древесины, табака, чая, пряностей, пробки, драгоценных и полудрагоценных камней).
Аукционная торговля может осуществляться различными способами. Прежде всего, товарные аукционы делятся на те, которые проводятся добровольно, и те, которые устраиваются в обязательном порядке. Больше всего проводится добровольных аукционов, которые, в свою очередь, подразделяются на регулярные (оптовые сделки с обычными рыночными товарами) и нерегулярные (розничные сделки как с рыночными, так и с нерыночными товарами – монетами, произведениями искусства). Стоит отметить, что розничные операции с рыночными товарами осуществляются только в чрезвычайных случаях (при необходимости срочного сокращения чрезмерных запасов или удовлетворения требований кредиторов).
Принудительные аукционы чаще всего проводятся судебными и исполнительными органами государственной власти, которые таким образом пытаются реализовать имущество неплатежеспособных должников, дабы взыскать с них долги. Также этой формой организации аукционов пользуются в случае невостребованности продукции, хранящейся у транспортных и складских фирм, со стороны ее владельцев.
Аукционная форма реализации является основной для многих видов продукции, обращающейся на международных рынках. Наличие у них индивидуальных свойств и особенностей предполагает организацию их предварительного осмотра. Стоит отметить, что незначительная часть аукционных товаров реализуется через контракты, которые заключаются в, так называемый, межаукционный период, и со складов.
Аукционная торговля получила распространение благодаря наличию ряда преимуществ. Основными из них является:
- содействие созданию в мировой экономике открытой конкуренции;
- определение цены продукции;
- быстрая реализация продукции в больших объемах;
- установление сотрудничества с компаниями, которые занимают на рынке сильные финансовые позиции и производят продукцию высокого качества.
Таким образом, несмотря на то, что аукционная торговля считается одним из самых древних методов организации торговли, она до сих пор не утратила популярности, её значение даже увеличивается. Важнейшими центрами международной аукционной торговли продолжают оставаться Ливерпуль, Кейптаун, Мельбурн, Сидней, Веллингтон, (немытая шерсть); Сингапур (чай); Нью-Йорк, Бремен, Лимба (табак); Антверпен, Амстердам (овощи, фрукты, цветы); Довиль, Лондон, Москва (лошади); портовые города США и стран Западной Европы (рыба).
Характеристика международных торгов
Международными торгами обобщенно называют одну из форм внешнеэкономической деятельности; способ закупки товаров, выдачи подрядов или размещения заказов на оказание услуг, который подразумевает выставление своего коммерческого предложения на общей международной торговой площадке для реализации в другие страны.
В большинстве случаев международные торги осуществляются в виде тендера, который подразумевает поиск конкретного заказчика или исполнителя, способного лучше других выполнить поставленную перед ним задачу. Благодаря международным торгам в мировой экономике обеспечивается свободная конкуренция, а участники рыночных отношений получают возможность устанавливать контакты между собой и заключать контракты на взаимовыгодных условиях.
В основе международных торгов лежит оформление договоров купли-продажи определенной продукции (товаров, работ, услуг), что обеспечивает на мировом рынке надлежащий уровень товарообмена. Объектом международных торгов может быть практически любой предмет или явление. Однако во внешнеэкономической деятельности большей популярностью пользуются следующие заказы:
- на поставку товаров народного потребления;
- на строительство крупных производственных и социальных объектов;
- на разработку международных месторождений;
- на оказание инжиниринговых услуг и т.д.
Международные торги организуют лица, заинтересованные в реализации или в приобретении определенной продукции. Чаще всего в качестве организаторов торгов выступают крупные частные корпорации, правительства и муниципальные советы разных стран (они размещают государственные и муниципальные заказы).
Уже в течение нескольких десятилетий в мире применяются международные тендерные торги. Они демонстрируют высокую эффективность и способствуют грамотному взаимодействию всех сторон, которые принимают участие в сделке. Распространение международных торгов привело к необходимости их регламентации. На мировом уровне эту функцию выполняют крупные международные организации, прежде всего, Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация.