Особенности экономики микроуровня
Микроэкономическая наука занимается изучением и анализом хозяйственной деятельности субъектов экономической системы: домохозяйств, предприятий и организаций. Все процессы и принимаемые решения внутри этих субъектов относятся к составляющим микроэкономики. Следовательно, данная дисциплина исследует процессы экономического характера на местном уровне.
Микроэкономическая задача, стоящая практически перед каждым частным предпринимателем, состоит в получении максимальной прибыли. Именно поэтому хозяйствующие субъекты делают все возможное (согласно существующим законам и текущей ситуации на рынке) для изготовления как можно большего объема продукции и установления для нее как можно более высокой стоимости.
Потребители в данном случае стараются приобретать необходимые товары по наименьшей цене. Однако, в отличие от продавца, объемы приобретаемой продукции лимитированы индивидуальными потребностями, и не стоит цели заполучить как можно большее количество.
Отличием микроэкономики от макроэкономики является ее направленность на изучение локальных экономических систем и объектов, а не проблем федерального или же глобального масштаба. Поэтому для данной дисциплины не характерен термин «государство».
Основными видами деятельности в экономике микроуровня являются производственная деятельность, обменная и распределительная.
Также к задачам микроэкономики относится объяснение причин принятия тех или иных экономических решений хозяйствующими субъектами, а также факторов, оказывающих влияние на эти решения. Примером является рассмотрение вопросов принятия решений руководством фирмы о численности работников, осуществления действий покупателей при выборе товаров, влияния на покупателей изменения уровня цен и индивидуальных доходов и т.п.
При принятии решений экономическими субъектами большую значимость имеют факторы спроса и предложения.
Под спросом понимается такой объем товаров или услуг, которые потребитель согласится купить при заданной на него стоимости. Снижение цен обуславливает повышение спроса, а увеличение – его снижение. Таким образом, в микроэкономической науке существует методика построения кривой спроса на основании изменения цен. Также на спрос оказывают влияние уровень доходов населения, потребительские предпочтения покупателей, известность бренда и т.п.
Предложение представляет собой такое количество товаров или же услуг, которое продавец может предложить, основываясь на ценах на производимую продукцию, производственных возможностях, себестоимости изготовления товаров, налоговых ставках и других факторах.
Особенности макроэкономики
Макроэкономика занимается изучением всей экономики в целом и охватывает более широкую территорию, в отличие от микроэкономики. Основателем макроэкономической науки является Д.Кейнс. Такие масштабы позволяют ответить на многие актуальные вопросы, занимаясь рассмотрением таких областей:
- Уровня безработицы;
- Величины общей инфляции;
- Роста, стагнации и рецессии экономической системы;
- Динамики ВВП;
- Совокупных денежных потоков;
- Мировых бирж;
- Общей величины импортируемой и экспортируемой продукции государством;
- Ставок по кредитным продуктам;
- Общей покупательской способности населения;
- Инвестиционной привлекательности;
- Золотовалютных резервов и общего государственного долга.
К важным составляющим макроэкономики относятся: ВВП, ВНП, уровень инфляции, курсы основных валют и общий уровень безработицы.
Анализ макроэкономического уровня предполагает установление основных факторов, влияющих на функционирование экономики, при взаимодействии продуктовых рынков, рынков труда и рынков финансовых ресурсов, а также особенностей функционирования национальной экономики в целом.
При проведении своего анализа, микроэкономическая наука применяет такие же принципы и методы, которыми пользуется микроэкономики. Общими методами и принципами являются:
- Абстрагирование;
- Методы дедукции и индукции;
- Нормативный и позитивный анализ;
- Принцип «при прочих равных условиях»;
- Предположение об эффективном поведении субъектов хозяйствования.
Особенность макроэкономики состоит в том, что важнейший ее принцип – это агрегирование. Исследование экономических взаимозависимостей и закономерностей на макроуровне становится возможным лишь при рассмотрении совокупностей или агрегатов. Агрегирование – это объединение отдельных частей, агрегатов, в одно целое.
К макроэкономическим агентам относятся:
- Домохозяйства;
- Предприятия;
- Государственный сектор;
- Иностранный сектор.
Взаимосвязь микро- и макроэкономики
Современная экономическая теория подразделяется на два больших раздела – микроэкономику и макроэкономику.
Предметом изучения микроэкономики является анализ поведения отдельных экономических единиц. К этому разделу относятся исследования в области объемов и цен потребления, производства товаров и услуг.
Предметом изучения макроэкономики является, наоборот, анализ функционирования экономики в целом и крупных ее областей. К объекту изучения относится общественный продукт, национальный продукт, рост экономики, общий уровень занятых в трудовой деятельности, расходы потребителей, национальны сбережения и другие общие показатели.
Микроэкономика и макроэкономика имеют тесную взаимосвязь:
- Явления и процессы макроуровня образуются в результате взаимодействия отдельных субъектов экономики, определяются принимаемыми решениями;
- Данные решения принимаются в некоторой макроэкономической среде и находятся в существенной зависимости от нее.
Таким образом, микроэкономическая и макроэкономическая науки являются взаимосвязанными дисциплинами, которые различаются своими масштабами и объектами изучения. Макроэкономика подразумевает рассмотрение в более обобщенном, глобальном виде, а микроэкономика рассматривает взаимодействие отдельных предпринимателей и физических лиц.