Понятие и виды рыночного равновесия
Рыночное равновесие – это ситуация, возникающая на рынке при равном значении спроса и предложения на конкретный товар, работу или услугу.
Спрос и предложение находятся в тесной связи и зависимости. Их соотношение оказывает воздействие на цены продукции.
Существуют два вида равновесия:
- Устойчивое рыночное равновесие.
- Неустойчивое рыночное равновесие.
Устойчивость и неустойчивость равновесия определяется формами взаимодействия потребителей и производителей на нем. Происходит выделение рынков потребителей и рынков производителей. На каждом из этих рынков происходит разная ориентация конкурентной борьбы. Так, на рынке потребителей конкурируют производители за покупателей. На рынке производителей осуществляется конкуренция потребителей в отношении производителя. Здесь, наблюдается превышение спроса над предложением, тогда как на рынке производителей предложение превышает спрос.
Рыночное равновесие наблюдается только в случае формирования на рынке равновесной цены, т. е. такой цены, которая уравнивает объемы спроса и объемы предложения.
Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке, при которой объем товаров и услуг, которые желают купить потребители, в точности соответствует объему товаров и услуг, которые производители желают предложить.
Таким образом, происходит установление не только равновесной цены, но и количества продукции, приобретаемой на рынке по равновесной цене.
Равновесие на рынке отображается графически посредством пересечения линий спроса и предложения в одной точке – точке равновесной цены.
Нарушение рыночного равновесия
Основной характеристикой рынка является его стабильность. Она означает способность достижения рыночного равновесия, закрепления данного состояния и способности быстрого реагирования на нарушения равновесия и возврата к нему, без использования внешнего регулирования.
Таким образом, стабильность рынка отражает его способность восстановления равновесия посредством применения своих внутренних ресурсов.
Рассмотрим варианты нарушения и достижения рыночного равновесия:
- Формирование неустойчивого рыночного равновесия. Оно связано с реагированием производителей на спрос. Объем предложения не приводит рынок к равновесному состоянию. Колебания уровня цен являются слишком динамичными и масштабными, что не позволяет достичь равновесия.
- Постоянные колебания цен. Цена колеблется в области точки равновесия. При этом, наблюдается равенство углов наклона линий спроса и предложения на графике. Цена же колеблется и возвращается на свою начальную точку, не являющейся равновесной.
- Формирование устойчивого рыночного равновесия. Оно реализуется через прохождение нескольких этапов формирования цен, через изменение объемов спроса и предложения. При росте предложения происходит снижение цен, приводящее к увеличению спроса. Рост спроса приводит к росту цен, что стимулирует новое формирование избыточного предложения. Так, происходит несколько кругов до достижения равновесной цены на рынке.
На рыночное равновесие оказывают влияние разнообразные факторы. Это могут быть и ценовые факторы - колебания цен и неценовые факторы – налоговая нагрузка, процентные ставки, предпочтения потребителей, инфляционные ожидания и др.
Механизм восстановления рыночного равновесия
На спрос и предложение оказывают воздействие самые разнообразные факторы. Под их влиянием они изменяются. Динамика этих изменений не характеризуется стабильностью. Потому, установление рыночного равновесия не носит стабильного характера. Его неустойчивость оказывает определенное воздействие на экономическое развитие. Потому, требуется своевременный возврат к равновесному состоянию.
На рынке существует механизм возврата в точку равновесия. Оно осуществляется автоматически, на основании рыночных законов. Однако, это актуально в отсутствии воздействия внешних факторов на объемы спроса, предложения и цены.
Механизм восстановления рыночного равновесия предполагает следующую последовательность действий:
- Реализация согласованных действий продавцов и покупателей. Оно производится через оперирование продавцами объемами реализуемой продукции, отвечающей текущему уровню спроса.
- Гибкость рыночных цен, отвечающих объему спроса и предложения рынка.
- Обязательная конкурентная борьба, позволяющая реализовать действие рыночного механизма спроса и предложения. Конкуренция должна носить здоровый характер.
Когда происходит нарушение рыночного равновесия, то осуществляется реакция обеих сторон – и производителей и потребителей на новые обстоятельства. В новых условиях происходит формирование новых объемов спроса и предложения и новой цены – равновесной.
Нарушение рыночного равновесия может быть результатом деятельности монополий на рынке, а также государственного экономического регулирования. К механизмам искусственного регулирования рыночных цен – нарушения и восстановления рыночного равновесия относятся:
- Установление цены пола, т. е. границы минимальной рыночной цены. Она может быть установлена для конкретной продукции, для конкретного сегмента рынка или для определенного рынка. Например, может быть установлен запрет продажи товаров по цене, ниже их себестоимости.
- Установление цены потолка, т. е. максимально возможного уровня цен на рынке. Это, также, касается отдельных товаров, работ, услуг, отдельного сегмента рынка или всего рынка. Государство устанавливает максимально допустимые цены на жизненно важные продовольственные товары, железнодорожные тарифы, стоимость услуг ЖКХ. Такие цены находятся на уровне ниже равновесной рыночной цены и не позволяют достичь рыночного равновесия. Это является политикой замораживания цен, направленной на замедление темпов инфляции. Чтобы устранить возникающий рост объемов предложения и переизбыток продукции, государство применяется механизм нормирования потребления. Это может быть введение продовольственных карточек, формированием государственных заказов.