Инфляционные ожидания и особенности их формирования
Инфляционные ожидания – это предполагаемые уровни развития инфляции в краткосрочной или долгосрочной перспективе, влияющие на принятие экономических решений в сферах ценообразования, денежной политики, инвестиций и т. д.
Инфляционные ожидания затрагивают и производителей товаров, работ, услуг, и их потребителей. Производители, ожидая конкретный уровень инфляции, выстраивают свою денежную политику, устанавливают цены на продукцию, тогда как потребители оказываются субъектами реального воздействия на инфляцию, поскольку их ожидания приводят к изменению спроса и предложения на потребительском рынке, что сказывается на ценообразовании производителей.
Очень часто рост реальной инфляции бывает связан с повышением потребительского спроса на конкретную продукцию. К примеру, люди, ожидая роста цен на бытовую технику, начинают активно скупать ее, формируя таким образом дефицит товаров данной категории, что в свою очередь приводит к росту цен на них.
Инфляционные ожидания потребителей формируются под воздействием большого количества факторов. Рассмотрим некоторые из них:
- Рост покупательной способности населения. Он сопряжен с общим экономическим ростом, повышением благосостояния населения. Доходы граждан увеличиваются, приводя к росту спроса на определенные категории товаров. Спрос растет, что, в свою очередь, приводит к росту цен производителями продукции, желающими извлечь максимум выгоды от своей деятельности.
- Девальвация национальной валюты. Девальвация – это снижение реального валютного курса.
- Разнородные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии. Они сказываются на изменении спроса и предложения населения на определенные категории товаров, приводя к изменениям ценовой политики и росту реальной инфляции.
- Политика ценового регулирования, реализуемая ЦБ РФ.
- Опора на предыдущий инфляционный опты. Зачастую, потребители опираются на имеющиеся знания об инфляции, которая уже была, опыте поведения, выработанные механизмы деятельности, знание ее последствий и желание их предотвратить определенным поведением на потребительском рынке.
- Уровень осведомленности и финансовой грамотности участников рынка. Здесь имеет значение знание экономических законов, основ формирования спроса и предложения, их соотношение и иные экономические знания и навыки деятельности.
- Информация, представленная в СМИ и социальных сетях. Подача информации об уровне ожидаемой инфляции имеет важное значение. Если СМИ ведут активную пропаганду снижения покупательной способности населения в ближайшей перспективе, то потребители примут данную информацию соответствующим образом и выработают свою линию поведения на потребительском рынке.
Следует отметить, что инфляционные ожидания, формируемые у производителей и потребителей продукции или услуг, характеризуются неоднородностью. Различия в ожиданиях могут быть сопряжены с разным уровнем экономических знаний участников экономических отношений, финансовой неграмотностью населения, информацией о текущей экономической ситуации в государстве и формами ее представления.
Рисунок 1. Инфляционные ожидания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разновидности инфляционных ожиданий
Инфляционные ожидания бывают различных видов и типов. Поскольку сама экономическая категория «инфляционные ожидания» относится к объектам исследования макроэкономики, то данная наука делит ожидания на два основных типа:
- Рациональные ожидания. Они связаны с построением рациональных прогнозов развития инфляции на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, в опоре на имеющиеся экономические данные, реальные параметры развития экономики, оценку, проводимой государством кредитно-денежной политики, регулирования ЦБ процентных ставок, валютных курсов, динамику развития инфляции в стране в предыдущие периоды и тенденции перспективного экономического развития. В процессе анализа рассматривают и динамику функционирования потребительских рынков, динамику потребительских цен, реакцию спроса и предложения на направления деятельности по ценообразованию. Данный тип формирования инфляционных ожиданий является наиболее достоверным, целесообразным и продуктивным.
- Адаптивные ожидания. Они связаны с оценкой уровня инфляции в предыдущие периоды и построения на основе данных оценок прогнозов уровня инфляции на перспективу. Анализ проводится только по одному параметру, а, потому, является менее эффективным и рациональным. Однако, в некоторых случаях данный тип формирования инфляционных ожиданий дает положительные итоги в реализации ценовой, денежно-кредитной политики экономическими агентами.
Рисунок 2. Адаптивные ожидания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается видов инфляционных ожиданий, то они подразделяются по экономическим агентам, которые строят прогнозы инфляционного развития:
- Потребители. Они не обладают должным уровнем экономических знаний и навыков деятельности, характеризуются низкой экономической и финансовой грамотностью.
- Производители. Сюда входят юридические лица и ИП, реализующие разные виды предпринимательской деятельности. Они выстраивают устанавливают цены на товары, работы или услуги, исходя из инфляционных ожиданий.
- ЦБ РФ – ведущий орган государственного контроля и координации денежно-кредитных отношений государства. ЦБ РФ определяет основные направления денежно-кредитной политики государства, регулируют процентные ставки, опираясь на данные экономического анализа всех экономических областей, экономики в целом и ее отдельных отраслей, сфер, направлений в частности.
Инфляционные ожидания как условие развития экономического поведения
Инфляционные ожидания оказывают непосредственное воздействие на поведение всех участников рыночных отношений. Они выступают фактором социально-экономического развития государства и определяют динамику развития производственной сферы, потребительский спрос населения, его потребительские возможности и деятельность органов государственной власти по регулированию рыночной системы хозяйствования.
Инфляционные ожидания формируют определенное экономическое поведение всех субъектов рыночных отношений. Рассмотрим экономическое поведение различных экономических агентов:
- Поведение населения. При ожидании высокого уровня инфляции, население начинает вкладывать свои деньги в приобретение товаров, которые подлежат длительному пользованию, не обесцениваются. Это недвижимость, транспортные средства, техника, золото и иностранная валюта. Если ожидается низкий уровень инфляции, то население не видит смысла срочной покупки товаров разного рода. Стабильность стимулирует развитие. Потому, начинается процесс инвестирования средств в предпринимательскую деятельность, финансовые инструменты.
- Поведение предприятий. Юридические лица и ИП при ожидании высокого уровня инфляции повышают цены на продукцию заранее. Это сопряжено с ожиданиями роста цен на сырье и материалы, необходимостью повышения з/п сотрудникам. Ожидание низкого уровня инфляции не приводит к росту цен. Однако, это касается большинства случаев. Бывают и исключения. Например, производители за счет стабильности доходов населения, роста благосостояния, желают максимизировать свою прибыль, повышая цены.
- Поведение ЦБ РФ. ЦБ, при ожидании высокого уровня инфляции повышает процентные ставки. Ключевая ставка ЦБ оказывается высокой. Если же, инфляция прогнозируется на низком уровне, то ставка ЦБ является невысокой.