Эластичность спроса
Эластичность спроса – это реакция изменения спроса на изменения цен и иных факторов.
Наибольшее воздействие на эластичность спроса оказывают цены. Изменение цен оказывает обратное воздействие на величину спроса: рост цен обуславливает снижение спроса, что делает эластичность отрицательной, а снижение цен - повышение спроса, обуславливая положительную эластичность спроса.
Что касается зависимости спроса от доходов, то она является прямой – рост доходов обуславливает рост спроса. Однако, возникает и ориентация на сбережения т.е. потребители не тратят больше денег при выросшем доходе, а сберегают их.
Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed) измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены.
Эластичность спроса может быть представлена следующими вариантами:
- Эластичный спрос. Он отражает значение Ed больше единицы, что говорит о том, что при изменении цен на 1 % происходит изменение спроса более чем на 1 %.
- Неэластичный спрос. Он отражает значение Ed меньше единицы, что свидетельствует о том, что при изменении цены на 1 % происходит изменение спроса менее данного значения.
- Единичная эластичность характеризует значение Ed = 1, что предполагает равноценную реакцию спроса на изменение цены: однопроцентное изменение цены приводит к однопроцентному изменению спроса;
- Абсолютно эластичный спрос (бесконечно эластичный). Такой спрос связан с сильным реагированием величины спроса на показатели цены, т. е. если цена изменяется незначительно, а спрос характеризуется масштабными преобразованиями, то можно говорить о бесконечной эластичности спроса.
- Абсолютно неэластичный спрос характеризуется отсутствием реакции спроса или ее незначительностью на изменения цены;
Эластичный спрос характерен для товаров с высоким уровнем цен, а неэластичный для товаров с низким уровнем цен.
Воздействие эластичности спроса на деятельность хозяйствующих субъектов
При планировании предпринимателями своей деятельности, независимо от ее направленности и отраслевой принадлежности, требуется проведение предварительного анализа рынка. Анализ включает в себя исследование спроса, величину предложения идентичной продукции, их соотношение, анализ цен и ценовых стратегий, уровень конкуренции и оценка конкурентоспособности реализуемой деятельности.
Величина спроса всегда зависит от цены. Однако, на спрос влияет и уровень доходов граждан. Он обеспечивает платежеспособность спроса. Мониторинг спроса является довольно трудоемким и длительным процессом. При этом, он не характеризуется точностью результатов.
При определении объема производства нельзя не учитывать выпуск аналогичного товара другими производителями-конкурентами. При решении этой задачи важно определить меру насыщения рынка, а также насыщенность экономической сферы инициативой и предпринимательской активностью. Чем ниже данные параметры, тем успешнее будет реализована деятельность, т. е. тем больше смысла в ее организации. Изучение данных показателей может быть реализовано за счет проведения исследований справочных рекламных изданий, статистики, детального анализа.
Планируя величину выпуска проводят расчет ожидаемой величины спроса.
Ценообразование на продукцию должно производиться с учетом ряда факторов:
- цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и обеспечивать превышение получаемых выгод над затратами;
- сопоставление ценовой политики с ценами конкурентов. Превышение цен не стимулирует завоевание потребителей, не обеспечивает перемещение их предпочтений в пользу нового хозяйствующего субъекта. На первых порах деятельности требуется делать наценки на себестоимость продукции в минимальном размере; для стимулирования спроса на свою продукцию;
- уровень устанавливаемой цены должен соответствовать цене спроса, т. е. цене, по которой потребители готовы приобрести данный товар или услугу.
Организация должна исходить из того факта, что эластичность спроса на ее продукт и эластичность рыночного спроса не являются идентичными. Эластичность спроса на продукт организации всегда превышает эластичность рыночного спроса.
Таким образом, ни один хозяйствующий субъект не может опираться на данные о рыночной эластичности спроса при разработке своей ценовой политики и формировании объема предложения. Важен учет эластичности на собственную продукцию и ее сопоставление с рыночной эластичностью. Эластичность спроса на продукцию конкретной организации влияет на ее ценовую политику и на уровень издержек по производству и реализации продукции. Это говори то том, что понимание эластичности спроса и ее оценка имеют важное практическое значение. Они позволяют обеспечить эффективное функционирование хозяйствующих субъектов национальной экономики.
Эластичности в деятельности организации отводится огромное место. Она дает возможности расчета объемов реализации продукции, величины ресурсного потребления, учета характера связей и степени зависимости между производством и потреблением.
Кроме того, когда компании начинают расширять свою деятельность, выходить на новые рынки сбыта, привлекать новых клиентов, то, здесь работает ведущая теория Парето: 80 % прибыли хозяйствующего субъекта приносят 20 % её постоянных клиентов. Это означает, что необходимо завоевать доверие у определенной группы потребителей, захватить конкретную рыночную нишу, тогда, можно обеспечить эластичность спроса на продукцию и достичь ее стабильно положительных показателей.
Практическое применение теория эластичности находит в построении линейных зависимостей между эластичностью спроса и получением организацией максимального дохода, а также между величиной личного дохода и спросом на продукцию. Это основные аспекты продуктивного использования теории эластичности на практике в отношении функционирования современных рынков. Сравнение эластичностей по товарам позволяет модифицировать цены в пределах видового разнообразия продукции, по конкретным ассортиментам.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в упрощении процедуры составления планов и прогнозов шансов экономического роста и развития хозяйствующего субъекта. Также удается оценить эффективность применяемых стратегий и тактик функционирования организации.