Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы ценообразования

Понятие ценообразования и его роль в рыночной экономике

Определение 1

Ценообразование – это метод определения стоимости товаров и услуг, который отвечает интересам продавцов и покупателей.

Ценообразование представляет собой процесс установление цены того или иного товара, работы или услуги. В цену товара обычно включаются различные показатели, доля каждого из которых является различной. Суммирование этих долей и определяет конечную цену продукта.

Определение 2

Цена – это экономическая категория, отражающая сумму денежных средств, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу, а продавец желает получить.

По сути, цена является денежным выражением стоимости товара.

Ценообразование бывает двух основных видов:

  1. Рыночное ценообразование – отражает формирование цен производителями продукции.
  2. Централизованное (государственное) ценообразование – отражает установление цен органами государственной власти и местного самоуправления.

Естественно, что для рыночной экономики характерно рыночное ценообразование. Однако, в реальной практике оно не присутствует в чистом виде, а дополняется государственным ценовым контролем.

Рыночная цена формируется под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства, конкуренция, степень вмешательство государства в рыночную систему хозяйствования. Ценовая политика хозяйствующих субъектов определяется и параметрами рынка, на котором они функционируют и степенью развития конкуренции на нем.

Что касается государственного вмешательства в процессы ценообразования, то оно реализуется по двум основным направлениям:

  1. Использование методов прямого регулирования цен. Они связаны с прямым вмешательством государства в ценообразования, посредством установления его правил, порядка проведения, верхних и нижних пределов по конкретным категориям товарам.
  2. Использование методов косвенного регулирования цен. Оно производится за счет изменения налоговых ставок, процентных ставок и иных финансовых механизмов, не воздействующих на цены производителей напрямую, но, влияющих на себестоимость их продукции.
«Теоретические основы ценообразования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Роль ценообразования и цен в рыночной системе хозяйствования может быть отражена следующими функциями цен:

  1. Учетно-измерительная функция. Она отражает сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Цена ориентируется на реализацию стоимостного учета разнородных хозяйственных операций и процессов. Это производится, как в рамках отдельного хозяйствующего субъекта, так и в экономической системе в целом.
  2. Стимулирующая функция. Она связана с тем, что цена выступает мотивом потребления, а также мотивом производственного развития. Так, цена стимулирует производителя через уровень заключённой в ней прибыли, а именно высокий уровень прибыли ведёт к росту объёмов производства товаров. Как правило, невысокие цены стимулируют потребителей к приобретению большего объема продукции. Однако, имеет значении и соотношение цены и потребительских свойств товара.
  3. Распределительная (перераспределительная) функция. Она связана с неравенством в реальной практике цены и стоимости. Цена устанавливается на уровне выше или ниже стоимости и подвержена воздействию рыночных факторов. Перераспределительная функция цены проявляется в двух формах государственного ценового регулирования:

    • через изъятие части цены товара (в виде различных налогов);
    • через прямое регулирование цен на различные товары с дальнейшей поддержкой одних производителей за счёт других;
  4. Балансирующая функция. она связана с достижением рыночного равновесия за счет механизма ценообразования.

  5. Функция размещения капитала и производства. Связана с переливом капитальных ресурсов в различные сектора экономики для рационализации ее структуры.

Условия и факторы рыночного ценообразования

Процесс ценообразования является достаточно сложным и трудоемким. Установление цен зависит от большого количества факторов.

Эффективное ценообразование сопряжено с соблюдением ряда значимых условий:

  1. Самостоятельность хозяйствующего субъекта в принятии решений. Это касается принятия решений о виде деятельности, ее ориентиров, формирования ценовой политики и т. д.
  2. Предоставление хозяйствующему субъекту самостоятельности в правовой сфере. Это означает наличие прав ведения предпринимательской деятельности и ответственности за ее легитимность и результаты.
  3. Построение взаимодействия хозяйствующих субъектов на коммерческой основе.
  4. Реализация принципов защиты ведения коммерческой деятельности. Предполагается обеспечение защиты коммерческих отношений, связанной с возмещением убытков разного рода.
  5. Борьба с монопольной властью с целью установления ценообразования на конкурентной основе.
  6. Достижение рыночного равновесия.

Основными факторами, оказывающими то или иное воздействие на рыночное ценообразование, являются:

  • факторы спроса. Они отражают желание и возможности потребителей приобретения конкретного товара в конкретном количестве по определенной цене. Здесь учитывается платежеспособность потребителей, полезные свойства товаров, объем спроса, потребительские свойства товара, величина сбережений;
  • факторы потребительского выбора. Они отражают степень конкурентоспособности конкретных товаров, работ, услуг. Рассматривается наличие товаров-заменителей, предельные нормы замещения, общая структура потребностей потребителей рынка и структура предложения конкурентов;
  • факторы предложения. Они отражают величину себестоимости продукции, налоговую нагрузку, среднеотраслевую норму прибыли, среднеотраслевые издержки.
  • факторы альтернативных производственных возможностей. Они отражают варианты замены технологий деятельности в целях снижения себестоимости продукции, повышения производственных возможностей;
  • факторы эффективности производства и реализации товара. Они выступают отражением выгодности, рентабельности ведения предпринимательской деятельности конкретной направленности и предполагают расчет показателей ликвидности и рентабельности производства и продаж.
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot