Понятие ценообразования и его роль в рыночной экономике
Ценообразование – это метод определения стоимости товаров и услуг, который отвечает интересам продавцов и покупателей.
Ценообразование представляет собой процесс установление цены того или иного товара, работы или услуги. В цену товара обычно включаются различные показатели, доля каждого из которых является различной. Суммирование этих долей и определяет конечную цену продукта.
Цена – это экономическая категория, отражающая сумму денежных средств, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу, а продавец желает получить.
По сути, цена является денежным выражением стоимости товара.
Ценообразование бывает двух основных видов:
- Рыночное ценообразование – отражает формирование цен производителями продукции.
- Централизованное (государственное) ценообразование – отражает установление цен органами государственной власти и местного самоуправления.
Естественно, что для рыночной экономики характерно рыночное ценообразование. Однако, в реальной практике оно не присутствует в чистом виде, а дополняется государственным ценовым контролем.
Рыночная цена формируется под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства, конкуренция, степень вмешательство государства в рыночную систему хозяйствования. Ценовая политика хозяйствующих субъектов определяется и параметрами рынка, на котором они функционируют и степенью развития конкуренции на нем.
Что касается государственного вмешательства в процессы ценообразования, то оно реализуется по двум основным направлениям:
- Использование методов прямого регулирования цен. Они связаны с прямым вмешательством государства в ценообразования, посредством установления его правил, порядка проведения, верхних и нижних пределов по конкретным категориям товарам.
- Использование методов косвенного регулирования цен. Оно производится за счет изменения налоговых ставок, процентных ставок и иных финансовых механизмов, не воздействующих на цены производителей напрямую, но, влияющих на себестоимость их продукции.
Роль ценообразования и цен в рыночной системе хозяйствования может быть отражена следующими функциями цен:
- Учетно-измерительная функция. Она отражает сущность цены как денежного выражения стоимости товара. Цена ориентируется на реализацию стоимостного учета разнородных хозяйственных операций и процессов. Это производится, как в рамках отдельного хозяйствующего субъекта, так и в экономической системе в целом.
- Стимулирующая функция. Она связана с тем, что цена выступает мотивом потребления, а также мотивом производственного развития. Так, цена стимулирует производителя через уровень заключённой в ней прибыли, а именно высокий уровень прибыли ведёт к росту объёмов производства товаров. Как правило, невысокие цены стимулируют потребителей к приобретению большего объема продукции. Однако, имеет значении и соотношение цены и потребительских свойств товара.
Распределительная (перераспределительная) функция. Она связана с неравенством в реальной практике цены и стоимости. Цена устанавливается на уровне выше или ниже стоимости и подвержена воздействию рыночных факторов. Перераспределительная функция цены проявляется в двух формах государственного ценового регулирования:
- через изъятие части цены товара (в виде различных налогов);
- через прямое регулирование цен на различные товары с дальнейшей поддержкой одних производителей за счёт других;
Балансирующая функция. она связана с достижением рыночного равновесия за счет механизма ценообразования.
- Функция размещения капитала и производства. Связана с переливом капитальных ресурсов в различные сектора экономики для рационализации ее структуры.
Условия и факторы рыночного ценообразования
Процесс ценообразования является достаточно сложным и трудоемким. Установление цен зависит от большого количества факторов.
Эффективное ценообразование сопряжено с соблюдением ряда значимых условий:
- Самостоятельность хозяйствующего субъекта в принятии решений. Это касается принятия решений о виде деятельности, ее ориентиров, формирования ценовой политики и т. д.
- Предоставление хозяйствующему субъекту самостоятельности в правовой сфере. Это означает наличие прав ведения предпринимательской деятельности и ответственности за ее легитимность и результаты.
- Построение взаимодействия хозяйствующих субъектов на коммерческой основе.
- Реализация принципов защиты ведения коммерческой деятельности. Предполагается обеспечение защиты коммерческих отношений, связанной с возмещением убытков разного рода.
- Борьба с монопольной властью с целью установления ценообразования на конкурентной основе.
- Достижение рыночного равновесия.
Основными факторами, оказывающими то или иное воздействие на рыночное ценообразование, являются:
- факторы спроса. Они отражают желание и возможности потребителей приобретения конкретного товара в конкретном количестве по определенной цене. Здесь учитывается платежеспособность потребителей, полезные свойства товаров, объем спроса, потребительские свойства товара, величина сбережений;
- факторы потребительского выбора. Они отражают степень конкурентоспособности конкретных товаров, работ, услуг. Рассматривается наличие товаров-заменителей, предельные нормы замещения, общая структура потребностей потребителей рынка и структура предложения конкурентов;
- факторы предложения. Они отражают величину себестоимости продукции, налоговую нагрузку, среднеотраслевую норму прибыли, среднеотраслевые издержки.
- факторы альтернативных производственных возможностей. Они отражают варианты замены технологий деятельности в целях снижения себестоимости продукции, повышения производственных возможностей;
- факторы эффективности производства и реализации товара. Они выступают отражением выгодности, рентабельности ведения предпринимательской деятельности конкретной направленности и предполагают расчет показателей ликвидности и рентабельности производства и продаж.