Основы экономики знаний
Экономика знаний – это экономика, опирающаяся на человеческий потенциал и знания.
Знания лежат в основе экономического развития, ввиду чего идет ориентация на рост качества человеческого капитала, который будет использован в национальном хозяйстве в целях расширенного производства, что позволит достичь высокого уровня национального благосостояния, сформировать сферу высококачественных услуг в стране.
В основе экономики знаний лежат:
- Высокий уровень оказания образовательных услуг. Только образованное население способно эффективно реализовывать свою трудовые функции, продуктивно выполнять профессиональную деятельность, разрабатывать и внедрять новшества, совершать научные открытия, разрабатывать новые технологии.
- Наличие информационной инфраструктуры. Она включает в себя средства связи, обмена данными, ИКТ технологии во всех сферах деятельности.
- Механизм реализации экономической деятельности. Здесь имеются в виду правила внедрения новых технологий, идей, разработка бизнес-концепций, приспособление к новым условиям хозяйствования, инвестирование средств в научные и иные сферы.
- Наличие инновационной системы социально-экономического развития. Она включает в себя сеть научных центров, институтов, лабораторий, проведение конференций по обмену инновационным опытом, симпозиумов, семинаров.
В становлении экономики знаний ведущая роль, конечно, принадлежит государству. Оно реализует регулирование экономического развития, осуществляет противостояние утечки человеческого капитала и разрабатывает рациональные механизмы инвестирования, программы инновационного развития и т. д.
Важным информационным показателем экономики знаний выступает количество патентов. Именно оно отражает объемы научных разработок, которые могут быть применены в высокотехнологичном секторе народного хозяйства. Еще один важный показатель - количество потребителей знаний. Однако, этот показатель не является достаточно полным и достоверным, поскольку некоторые знания оказываются невостребованными и не приобретают форму научных открытий, не патентуются и не применяются в экономической сфере деятельности.
Экономика знаний в зарубежных странах
Ориентация на знания является ведущей тенденцией экономического развития большинства стран.
Если рассматривать объемы высокотехнологичных секторов, которые имеются у стран, по отношению к ВВП, то лидерами в этой области являются: США, Корея, Швейцария, Германия, Швеция, Япония. Что касается производства высокотехнологичной продукции, то здесь, ведущее место принадлежит странам ЕС, Америка немного отстает от них по этому показателю.
Экономика знаний активно развивается и становится стратегией экономического развития многих развивающихся стран. Например, Китай официально утвердил экономику знаний в качестве стратегии экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В ней основной опорой экономики страны становятся:
- Знания. Государство ставит приоритетной задачей формирование спроса на знания у граждан страны.
- Развитие конкурентоспособности знаний. Это приводит к развитию системы образования, развитию стремления граждан получать образование в ведущих зарубежных вузах, осваивать новые направления деятельности, постигать новые профессии.
- Освоение науки и технологии. Опора делается на постижение научных основ инновационной деятельности, технологических новшеств.
- Внедрение технологических новшеств, инноваций в систему народного хозяйства.
- Финансирование фундаментальных исследований из бюджетов всех уровней.
- Льготные условия деятельности для высокотехнологичных секторов.
Что касается США, то они являются наиболее ориентированным на экономику знаний государством. Ведущими направлениями социально-экономического развития государства являются:
- Рост государственных расходов на образование.
- Инвестирование средств в человеческий капитал, противодействие его «утечки».
- Большие объемы вложения средств в нематериальные активы.
- Поощрение научно-технического развития на местах. Предполагается введение региональных исследований и открытий, их нововведений в национальную экономику, в систему инноваций.
Страны ЕС при формировании своей инновационной политики, опирающейся на экономику знаний, определяют следующие приоритеты:
- Активная государственная поддержка исследовательских направлений деятельности и инновационных разработок и рост ее эффективности.
- Снабжение научно-исследовательской деятельности необходимыми кадрами.
- Рост значимости исследовательской деятельности в государственном секторе.
- Развитие и совершенствование инновационной среды государств.
- Переориентация бюджетных ассигнований (касается бюджетов всех стран и всех уровней) в исследовательскую сферу деятельности.
Экономика знаний России
Экономика знаний России, на сегодняшний день, находится на стадии своего развития. Россия отстает в этом направлении от всех развитых и большинства развивающихся стран. Если охарактеризовать состояние экономики знаний страны сегодня, то можно выделить следующие тенденции:
- Доля отраслей экономики знаний т.е. высокотехнологичных отраслей составляет не более 15% ВВП.
- Количество предприятий страны, носящих инновационную направленность деятельности составляет не более 11 %.
- Расходы на НИОКР составляют значительную часть бюджетного финансирования.
- Наличие значительных административных барьеров на пути инновационного развития страны.
- Слабый уровень развития венчурного предпринимательства. Оно сопряжен с реализацией инвестиционных проектов, характеризующихся высокой степенью риска. Большинство инновационных проектов именно такие.
- Неэффективное государственное регулирование.
- Приоритетная позиция сырьевой промышленности. Основные вложения делаются именно в этот сектор и обрабатывающие производства не развиваются.
- Недооценка человеческого капитала, отсутствие инвестиций в него, что приводит к его «утечке».
- Неразвитость преемственности научных и технических знаний.
При всех барьерах, имеющихся на пути инновационного развития России, страна обладает большим научно-техническим потенциалом. Приток иностранных инвестиций в национальную экономику имеется. В настоящее время, стране важно повысить уровень развития и применения знаний и инвестировать средства в человеческие ресурсы.