Границы фирмы - это значения показателей, которые свидетельствуют о масштабе производственной и коммерческой деятельности предприятия на конкретном рынке.
Общее представление о границах фирмы
Экономическая теория гласит, что каждая фирма имеет определенные границы. Под этим понятием следует понимать масштаб производственной и коммерческой деятельности коммерческой организации, т.е. объемы производства и продаж готовой продукции. Эти абсолютные показатели впоследствии используются для определения доли фирмы на рынке - какую часть спроса в той или иной отрасли или регионе удовлетворяет поставляемая фирмой продукция.
Выбор границ фирмы, т.е. их изменение может происходить в двух формах.
Первая форма означает изменение объемов производства какой-либо продукции вширь. Т.е. непосредственное увеличение или уменьшение количества тех продуктов, которые фирма уже изготавливает прямо сейчас. Таким образом определяются горизонтальные границы фирмы. В основном необходимость их изменения возникает в случаях изменения объемов спроса (количества покупателей, их покупательской способности), ухода с рынка или наоборот появления на них конкурентов, открытием или закрытием рынков поставки и сбыта.
Вторая форма означает изменение объемов производственной деятельности фирмы вглубь, т.е. вдоль вертикальной продуктовой цепочки. Т.е. фирмы могут укрупнить свое производство и выполнять все производственные операции самостоятельно, по итогу выпуская готовую продукцию. Или наоборот отказаться от полного изготовления продукта и сосредоточиться (провести специализацию) на выполнении небольшого числа операций из производственной цепочки.
Выбор границ фирмы во многом является результатом воздействия факторов следующих групп:
- Технологические факторы;
- Институциональные факторы;
- Коммерческие факторы;
- Организационные факторы;
- Макроэкономические факторы;
- Политико-правовые факторы и др.
Далее более подробно разберем технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы.
Технологические факторы выбора границ фирмы
Технологиями производства принято называть конкретные методы и приёмы, рабочие процессы и их последовательность, которые применяются фирмой в производстве продукции.
Технологии производства, как правило, являются наиболее значимым фактором, который определяет размер фирмы и масштабы ее возможной деятельности. Технологические факторы проявляются в обладании фирмами (или отсутствии у них) новых технологий производства, которые способны существенно повысить производительность труда.
Технологические факторы, в первую очередь, определяются темпами научно-технического прогресса в обществе. При этом результаты интеллектуальной деятельности сегодня защищаются патентным правом. Поэтому фирмы вынуждены инвестировать в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Если они закончатся успешно (т.е. фирма получит новые технологии производства), то у нее появится возможность стать монополией открытого типа. Это значит, что за счёт технологического превосходства над конкурентами она сможет производить продукцию такого качества и по такой цене, что сможет удовлетворить практически весь имеющийся на рынке спрос.
Следовательно, масштабы производства определяются знанием современных технологий. Обмен технологическими знаниями и опытом (так называемыми, ноу-хау) в настоящее время получил широкое распространение среди фирм всего мира. Некоторые из них даже специализируются на этом и получают неплохую прибыль.
Характерной чертой новейших, или высоких, технологий является их опора на широкое использование в производстве информации и компьютеров. Это должны учитывать фирмы сегодняшнего времени.
Институциональные факторы выбора границ фирмы
Выбор границ фирмы отчасти обуславливается ее динамическим взаимодействием с институциональным окружением. Напомним, что институтами принято называть исторически сложившееся, устоявшиеся формы совместной жизнедеятельности людей. Главными социальными институтами являются государство, право, мораль, традиции, семья, школа, религия и т.д.
Институциональные факторы выбора границ фирмы во многом связаны с функционированием институциональной среды, ее формированием и реформированием. В качестве примера актуальных для современной экономики институциональных факторов рассмотрим их влияние на выбор границ фирмы в России. Так, основными факторами в последние годы заключаются в следующем:
- Турбулентность институциональной среды;
- Дисбаланс (асинхронность) институциональных реформ и изменений со стороны государства (т.е. в форме поправок к действующему законодательству);
- Активное участие государства на рынке как игрока и как регулятора, которое зачастую препятствует эффективному свободному рыночному процессу;
- Специфика неформальных институтов, которые альтернативны и зачастую более выгодны, чем формальные;
- Практика активного участие контролирующих собственников в оперативном управлении фирмами;
- Низкий уровень институционального доверия между участниками рыночных отношений.
Действие перечисленных институциональных факторов приводит к тому, что российским фирмам лучше строить краткосрочные задачи, не осуществлять долгосрочные и дорогостоящие вложения. Поэтому увеличение границ фирмы не рекомендуется.
Таким образом, на выбор границ фирмы большое влияние оказывают технологические и институциональные факторы. Их учет и анализ являются обязательными условиями успешной рыночной деятельности хозяйствующих субъектов (под успехом обычно понимают, как минимум, организацию безубыточного процесса производства и реализации готовой продукции).