Структура рынка – это расположение элементов рыночной системы (хозяйствующих субъектов, потребителей, отраслей, сегментов) в определенным порядке.
Рыночная власть – это способность хозяйствующего субъекта изменять размер рыночной цены.
Сущность структуры рынка и ее разновидности
Важной характеристикой любого рынка является его структура. Под ней обычно подразумевают некую комбинацию отличительных черт организации конкретных отраслевых рынков. Эти черты для участников рыночных отношений играют важную роль, поскольку именно ими определяются способы определения объемов производства, установления цен на продукцию, а также характер взаимодействия субъектов на конкретном отраслевом рынке.
Для определения типа структуры рынка в большинстве случаев используется критерий «конкуренция». Этим термином обозначают соперничество, которое ведется между участниками рыночных отношений за ограниченные ресурсы.
Рыночная экономическая система предполагает, что предприятия ведут свою хозяйственную деятельность в условиях конкуренции. Однако ее уровень на разных рынках по тем или иным причинам может отличаться. Отсюда следует выделение различных типов структур рынка.
Используя в качестве классификационного признака степень убывания конкуренции между экономическими субъектами, рынок может иметь одну из следующих структур:
- совершенная конкуренция – это структура рынка, в рамках которой множеству продавцов противостоит множество покупателей;
- монополистическая конкуренция – это структура рынка, в рамках которой множеству покупателей противостоит множество продавцов, реализующих слабо дифференцированные продукты;
- олигопсония – это структура рынка, в рамках которой множеству продавцов противостоит небольшое число покупателей;
- олигополия – это структура рынка, в рамках которой множеству покупателей противостоит небольшое число продавцов;
- дуополия – это структура рынка, в рамках которой множеству покупателей противостоит два продавца (частный случай олигополии);
- монопсония – это структура рынка, в рамках которой множеству продавцов противостоит один покупатель;
- монополия – это структура рынка, в рамках которой множеству покупателей противостоит один продавец;
- естественная монополия – это структура рынка, в рамках которой множеству покупателей противостоит один продавец, что является наиболее эффективной конструкцией рыночных отношений в отрасли.
При убывании конкуренции на рынке (т.е. при переходе от одной структуры рынка к другой) происходит возрастание рыночной власти.
Понятие рыночной власти, причины и последствия ее возникновения
Рыночная власть представляет собой способность экономических субъектов изменять уровень цены, который сложился на рынке. Как правило, это изменение заключается в повышении цены выше предельных издержек.
Рыночная власть полностью отсутствует в условиях совершенной конкуренции. В этой ситуации рыночная цена равна предельным издержкам, поэтому предприятия, принимая ее за данность (как и покупатели), получают нулевую экономическую прибыль.
Рыночная власть у предприятий возникает в условиях несовершенной конкуренции. Тогда они получают возможность оказывать влияние на уровень рыночной цены. Это приводит к превышению цены над предельными издержками и получению предприятиями ненулевой экономической прибыли (сверхприбыли).
С другой стороны, в экономической системе возникают чистые общественные потери. Это значит, что суммарное благосостояние всех экономических агентов при возникновении и использовании рыночной власти оказывается меньше, т.е. рыночная власть общественно неэффективна.
Степень рыночной власти в большинстве случаев измеряется с помощью такого показателя, как размер превышения цены над предельными издержками.
К возникновению рыночной власти приводит нарушение любой из предпосылок совершенной конкуренции. В частности, речь идет о следующем:
- изменение объема поставок одного предприятия, которое имеет значительную долю на рынке, способно вызвать колебания цен на рынке в целом (в том числе в сторону их увеличения);
- разные предприятия выпускают на рынок неоднородную продукцию, из-за чего у покупателей вызывает трудности переключение с потребления одного товара на потребление другого – отсюда у предприятий появляется возможность до некоторой степени повысить цену без уменьшения объема продаж (данная ситуация в большей степени свойственна такой структуре рынка, как монополистическая конкуренция);
- наличие барьеров на пути ко входу на рынок приводит к ограничению объема предложения на рынке, благодаря чему уже присутствующие на нем предприятия могут получать ненулевую экономическую прибыль за счет установления более высоких цен;
- если движение факторов производства является замедленным, то предприятия ограничены в своих возможностях войти на рынок, где есть экономическая прибыль, поэтому уже присутствующие на нем субъекты в условиях ограниченного предложения способны держать цены высокими;
- ограничение для всех участников рыночных отношений доступа к информации о рыночной цене (так называемая, информационная асимметрия), что позволяет предприятиям продавать неосведомленным потребителям продукцию по завышенным ценам.
Наличие рыночной власти приводит к возникновению и развитию провала рынка. В подобной ситуации государство должно направить свои усилия, с одной стороны, на создание конкурентной среды (посредством устранения предпосылок возникновения у предприятий рыночной власти), а с другой стороны, на предотвращение злоупотреблений рыночной властью (посредством ограничения деятельности предприятий в сфере ценообразования). В этих действиях заключается суть государственной антимонопольной политики.