Доход государства – это совокупность денежных средств и иного имущества, полученных от различной деятельности, ориентированная на реализацию расходных полномочий для выполнения государством своих основных функций.
Расходы государства - это бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию государством различных направлений деятельности, ориентированных на решение социальных, экономических, политических и иных задач.
Если провести анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета, то можно прийти к выводу о том, что они формируются на основании экономических отношений субъектов национального хозяйства и их взаимодействия с государством в направлении распределения денежных средств.
Структура доходов бюджетов различных уровней
Состав бюджетных поступлений состоит из следующих групп доходов:
- Налоговые поступления. Они складываются из различных видов налогов. Каждый вид налогов ориентирован на полное или частичное зачисление в бюджет конкретного уровня.
- Неналоговые поступления. Они связаны с использованием государственного имущества, его продажей, сдачей в аренду, поступлением от различных видов государственной деятельности – работы, услуги, различными видами обязательных сборов и платежей, не относящихся к налоговым (например, плата за пользование водными объектами, патентные пошлины).
- Безвозмездные поступления. Они формируются за счет перечисления дотаций, субсидий, субвенций из бюджетов других уровней и получения средств в виде финансовой помощи от международных организаций.
Следует отметить, что в состав доходов бюджета входят капитальные доходы, связанные с выполнением различных операций с капиталом, а также доходы от использования земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, прибыль от деятельности государственных компаний.
Налоговые доходы бюджетов делятся на три большие группы, соответствующие уровню бюджетной системы – федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Исходя из данного разделения налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы являются федеральными налогами, т. е. они в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Налог на имущество организаций, на землю, транспортный налог и лицензионные сборы относятся к региональным доходам и поступают в бюджеты субъектов РФ по месту регистрации налоговых агентов. К налоговым доходам муниципального уровня относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и содержание жилищного фонда.
Кроме того, налоговые поступления могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги поступают в бюджеты непосредственно от субъекта налогообложения, а косвенные – через посредников. Например, плательщиками НДС являются покупатели продукции разного рода, а в бюджет этот налог уплачивается продавцами.
Структура расходов бюджетов
Расходы бюджета включают в себя разные направления финансирования. В бюджетах разных уровней предусматривается определенная структура расходов, ориентированная на финансирование систем образования, здравоохранения, социальных нужд, культурное развитие и иные направления социально-экономического развития государства и его отдельных регионов.
Расходы бюджетов могут быть разделены по:
- государственным программам;
- непрограммным направлениям деятельности;
- ведомственной структуре расходов;
- разделам и подразделам бюджетной классификации расходов.
Деление расходов по разделам и подразделам бюджетной классификации включает в себя следующие группы расходов:
- Общегосударственные вопросы.
- Расходы на национальную оборону.
- Расходы на национальную безопасность.
- Расходы на экономическое развитие.
- Расходы на ЖКХ.
- Расходы на охрану окружающей среды.
- Расходы на систему образования.
- Расходы на систему здравоохранения.
- Расходы на культурное развитие нации.
- Расходы на физическое развитие и спорт.
- Финансирование социальных направлений развития.
- Расходы на СМИ.
- Межбюджетные трансферты.
По каждому направлению расходования средств формируются государственные программы. Они могут быть реализованы на уровне всей страны или ее отдельных субъектов. Также, по одному направлению расходования средств может быть разработано несколько программ. Например, в федеральном бюджета предусмотрена реализация программы инновационного экономического развития и сбалансированного регионального развития.
Рисунок 1. Расходы на национальные проекты в 2021 году. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме того, расходы распределяются по ведомствам, т. е. каждое ведомство отвечает за осуществление конкретных государственных программ и получает в свое распоряжение средства на реализацию расходов по данным программам и отчитывается по исполнению расходов конкретного направления.
Финансовые средства, поступающие в государственный бюджет, прежде всего, ориентированы на подержание социальной сферы, обеспечение государственной безопасности и стабилизацию экономических процессов. Вторы по значимости направлением финансирования является система здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство, а также финансирование бюджетного дефицита регионов. Далее, расходование средств предполагает финансирование культурных мероприятий и выделение средств на обеспечение деятельности средств массовой информации.
Распределение межбюджетных трансфертов определяется бюджетной политикой государства и ее приоритетными направлениями. В региональные статьи расходов бюджета главным образом включаются ассигнования на поддержание работы жилищно-коммунального комплекса, то есть содержание жилья, благоустройство городов и других населенных пунктов, транспортных магистралей, дорог, водоканалов. Также, средства распределяются на поддержание ряда экономических отраслей – сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность, а также на развитие и повышение качества экономической инфраструктуры региона.