Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рыночное равновесие и его нарушение. Устойчивость равновесия. Общественная выгода

Определение 1

Рыночное равновесие – это состояние рынка, которое характеризируется сбалансированностью всех экономических сил на рынках (спроса и предложения, факторов производства, конечных продуктов, денег и т.д.) и отсутствием внешних воздействий, способных нарушить установившееся состояние.

Понятие и сущность рыночного равновесия

Согласно представлениям классиков экономической науки, рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, который обладает способностями к самостоятельному достижению состояния равновесия. Впоследствии наличие у рынка подобной способности было подвергнуто обоснованным сомнениям, однако категория «рыночное равновесие» продолжает использоваться экономистами и сегодня.

Рыночным равновесием называют такое состояние рынка, когда его главные действующие силы (прежде всего, спрос и предложение) оказываются сбалансированными. Это означает, что спрос на товар, который продается на рынке, оказывается равным его предложению, и наоборот. Основными характеристиками рыночного равновесия являются:

  • Равновесная цена – это то количество денежных средств, за которое продавцы готовы продать определенное количество своего товара, а покупатели готовы купить это количество товара;
  • Равновесный объем – это то количество товара, которое продавцы готовы продать при определенной цене, а покупатели готовы его купить по этой цене.

Механизм достижения рыночного равновесия действует следующим образом.

С одной стороны, если по тем или иным причинам на рынке установилась высокая цена, то производители желают производить большое количество товара, а покупатели готовы приобрести лишь малое количество товара. Тогда имеет место перепроизводство (избыток, затоваривание).

С другой стороны, если на рынке установилась низкая цена, то покупатели готовы приобрести большое количество товара. Однако уже производители изъявляют желание производить малое количество товара. Тогда имеет место дефицит (недопроизводство).

«Рыночное равновесие и его нарушение. Устойчивость равновесия. Общественная выгода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следовательно, и в первом, и во втором случаях на рынке возникает некое общее стремление к достижению среднего (сбалансированного) состояния.

В первом случае некоторые производители в условиях конкуренции начнут снижать цены, что поспособствует увеличению объема их продаж. За этим действием последуют другие производители, у которых издержки позволяют это сделать.

Во втором случае у производителей в силу высокой маржи появиться стремление производить и продать на рынке большее количество товара. Однако вслед за увеличением предложения произойдет снижение рыночной цены, которая в конечном итоге достигнет равновесного уровня.

Нарушение рыночного равновесия

Нарушение рыночного равновесия представляет собой результат непостоянства условий рыночного спроса и рыночного предложения.

Рыночный спрос может измениться в результате изменения численности потребителей, размера их доходов и предпочтений, цен на другие товары. Если рыночный спрос увеличивается, то увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем. Если рыночный спрос сокращается, то снижаются и равновесная цена, и равновесный объем.

Рыночное предложение может измениться в результате изменения численности производителей, технологий производства, цен на ресурсы, цен на другие товары, размера налоговых платежей. Если рыночное предложение увеличивается, то снижается равновесная цена, но увеличивается равновесный объем. Если рыночное предложение сокращается, то увеличивается равновесная цена, но уменьшается равновесный объем.

Устойчивость равновесия и ее разновидности

Рыночное равновесие может быть как устойчивым, так и неустойчивым. Устойчивое рыночное равновесие соответствует той ситуации, когда после нарушения равновесия рынок сам приходит в равновесное состояние, т.е. устанавливаются прежние равновесные цена и объём. Если этого не происходит, то рыночное равновесие является неустойчивым.

Выделяют следующие разновидности устойчивости равновесия:

  • Абсолютная устойчивость равновесия – это случай установления на рынке единой равновесной цены;
  • Относительная устойчивость равновесия – это случай установления на рынке цены, немного отклоняющейся от равновесной;
  • Локальная устойчивость равновесия – на рынке происходят колебания цен, но в определённых пределах;
  • Глобальная устойчивость равновесия – равновесная цена устанавливается на рынке всегда, т.е. при любых колебаниях.

Понятие общественной выгоды

Результатом свободного рыночного обмена между покупателями и продавцами, который происходит на основе равновесных цен, является ситуация, когда и одни, и другие получают некоторую выгоду. Подобная выгода называется излишками потребителя и излишками производителя.

  • Излишек (выигрыш, выгода) потребителей представляет собой разницу между максимальной ценой, которую они готовы были уплатить за приобретение товара, и той (равновесной) ценой, которая установилась на рынке и фактически была ими уплачена.
  • Излишек (выигрыш, выгода) производителей представляет собой разницу между минимальной ценой, которую они готовы были получить за реализацию изготовленного ими товара, и той (равновесной) ценой, которая установилась на рынке и фактически была ими получена.

Существование этих излишек обусловлено тем, что и рыночный спрос, и рыночное предложение является агрегированным выражением совокупности индивидуальных спроса и предложения. Т.е. на рынке присутствуют продавцы, которые готовы были продать товар дешевле, чем это произошло, а также присутствуют потребители, которые готовы были купить товар дороже, чем это произошло.

Сумма излишков потребителя и излишков производителя называется экономическим излишком или общественной выгодой. Наличие общественной выгоды обусловлено рыночным равновесием. Оно демонстрирует, что равновесная цена позволяет экономическим субъектам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. Благодаря этому потребители покупают больше и дешевле, а производители продают дороже и больше.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot