Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – это превышение доходных поступлений в бюджет над его расходами.
На любом уровне бюджет может исполняться, как с дефицитом, так и с профицитом. Естественно, исполнение бюджета с профицитом положительно характеризует бюджетный процесс и является отражением благоприятной макроэкономической ситуации в стране. Однако, здесь важно, чтобы профицит бюджета не был достигнут за счет неисполнения государством части своих обязательств, т. е. за счет сокращения части финансирования приоритетных направлений. В этом случае профицит бюджета не является положительной характеристикой. Вообще, оптимальным является равенство доходной и расходной частей бюджета т.е. достижение его равновесного состояния.
Концепция сбалансированного бюджета
Бюджетный баланс - ведущий принцип принятия и исполнения бюджета любого уровня. Именно сбалансированность бюджетных показателей, исполнения статей бюджета является главным ориентиром эффективной реализации бюджетного процесса и выполнения ведущих направлений бюджетной политики.
Расходы бюджета должны покрываться за счет его доходных поступлений и источников финансирования дефицита бюджета. В случаях, если источники финансирования не покрывают бюджетный дефицит, то начинается формирование государственного долга, рост которого отрицательно сказывается на общем экономическом развитии государства.
Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Расходы могут превышать доходы, только в одном случае: наличие источников финансирования бюджетного дефицита. Если таких источников не имеется, то принятие бюджета, попросту, нереально и не может быть реализовано. Несбалансированность бюджета делает его фиктивным.
Рост расходной части бюджета над его доходными поступления является следствием следующих причин:
- кризисные явления в экономике - экономический спад, снижение экономической активности и отрицательная динамика макроэкономических показателей;
- низкий уровень финансового контроля органами государственной власти;
- непланируемые, непредсказуемые ситуации – катастрофы, стихийные бедствия, пандемии, войны;
- ориентация на выполнение милитаризации в мирное время;
- инвестирование из бюджетов страны в производственную сферу;
- социальная направленность государственной экономической политики, приводящая к быстрым темпам роста социальных расходов и их превышением над темпами роста показателя ВВП.
Таким образом, бюджетные средства должны быть эффективно использованы. Принятие бюджетов невозможно с дефицитом и нежелательно с профицитом. Профицит отражает неэффективность бюджетного финансирования национального хозяйства. Достижение сбалансированности - основное условие эффективной бюджетной политики.
Идеально, когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это является редким явлением. Наиболее часто встречается бюджетный дефицит. Если он наблюдается на уровнях отдельных субъектов и муниципальных образований, то покрывается за счет межбюджетных трансфертов. Если он возникает на уровне основного бюджета государства – федерального бюджета, то его покрытие реализуется за счет привлечения внешнего финансирования, что обуславливает формирование государственного долга. Профицит является обратным дефициту процессом и встречается на любых уровнях, крайне редко.
Важно отметить, что наличие небольшого дефицита стимулирует экономическое развитие страны и ее отдельных регионов.
Бюджетный профицит и его экономическое значение
Как уже было отмечено, профицит бюджета любого уровня не всегда является положительным процессом.
Бюджетный профицит бывает двух видов:
- Первичный профицит – получение положительного сальдо бюджета после покрытия всех расходов.
- Вторичный профицит - положительное сальдо после покрытия всех расходов и выплаты внутреннего и внешнего долга.
При появлении профицита в результате экономического роста и подъема государства и его отдельных регионов – положительный процесс. Он отражает рациональное и эффективное расходование бюджетных средств и полноценное финансирование всех необходимых мероприятий.
Когда же профицит формируется по итогам экономии бюджетных средств, сложной социальной ситуации в стране и регионах, недофинансирования различных программ развития, то такой профицит является отрицательной тенденцией бюджетного процесса. Достижение профицита бюджета за счет снижения инвестиций в производство, науку или образование не может иметь благоприятных последствий, т.к. лишает государство дополнительных доходов в будущем.
Использование профицита является, также, непростым процессом. Он может направляться на формирование резервных фондов или на выполнение актуальных направлений развития страны и регионов, исполнения долговых обязательств.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Покрытие бюджетного дефицита реализуется за счет следующих источников:
- Внешние источники. Они состоят из кредитов и займов, взятых у международных организаций и других государств в иностранной валюте за счет выпуска государственных ценных бумаг или получения средств у кредитных организаций.
- Внутренние источники. Они включают средства, полученные в национальной валюте посредством выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов от национальных кредитных организаций, и межбюджетные трансферты, т. е. бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы.
Часто, при исполнении бюджета с дефицитом, государство применяет следующие методы его покрытия:
- Проведение эмиссии ценных бумаг.
- Пересмотр основных направлений налоговой политики в ориентации на рост налоговой нагрузки.
- Взятие государственных займов.
- Пересмотр государственной инвестиционной политики, ориентированной на рост отдачи от вложений средств.
- Снижение объемов финансовой помощи, оказываемой иностранным государствам.
- Сокращение объемов расходов на финансирование различных военных программ.