Сущность и проблемы антимонопольного регулирования РФ на современном этапе
Антимонопольное регулирование – это система мер, направленных на ликвидацию или минимизацию отрицательного воздействия деятельности монопольных структур.
Монополия – это рыночная структура, характеризующаяся полным или частичным захватом рынка и возможностями контроля ценообразования.
Монопольные структуры оказывают отрицательное воздействие на развитие рынка в следствие ограничения свободной конкуренции. В этой связи антимонопольное регулирование приобретает особенно актуальный характер.
Антимонопольное регулирования в РФ реализуется посредством функционирования специального органа - антимонопольной службы. Она функционирует в опоре на специально разработанное антимонопольное законодательство.
На сегодняшний день Россия характеризуется развитой институциональной инфраструктурой антимонопольного регулирования, основным инструментом которой выступает антимонопольное законодательство. Оно является довольно зрелым, но не лишено недостатков. Они ежегодно выявляются и корректируются Федеральной антимонопольной службой. ФАС России принимает решения в отношении внесения поправок в законодательство во избежание ограничений конкуренции или роста объемов злоупотреблений доминирующим положением субъектами естественных монополий.
На сегодняшний день, система антимонопольного регулирования включает в себя применение ряда административных мер, включающих квотирование, лицензирование, ценовой контроль, контроль качества деятельности, а также, прямые и косвенные методы антимонопольного контроля. Сюда входит реализация денежно-кредитного регулирования, оптимизация налоговой нагрузки, тарифное регулирование, льготные ставки по кредитам и займам, субсидирование деятельности естественных монополий, выделение дотаций и субсидий на развитие малого и среднего бизнеса.
В настоящее время антимонопольная политика реализуется в рамках нового антимонопольного законодательства. Оно было принято более десяти лет назад, но продолжает изменяться, корректироваться и совершенствоваться по сей день. Изменение законодательства, является самой активной деятельностью Федеральной антимонопольной службы по его применению. Его корректировка позволяет учитывать тенденции экономического развития, учитывать кризисные экономические явления для повышения роли антимонопольного законодательства, как с точки зрения его воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения его значимости в системе государственного управления. При этом, в применении антимонопольного законодательства, в качестве основного инструмента антимонопольного регулирования, наблюдается ряд проблем:
- Высокая частота совершения ошибок, т. е неправомерное признание нелегальными действия организаций, которые не влияют на добросовестную конкуренцию и не ограничивают ее.
- Рассмотрение и использование антимонопольного законодательства в качестве инструмента решения экономических, социальных, политических проблем. Это ведет к использованию методов антимонопольного регулирования в периоды нестабильной экономической ситуации, что не дает положительных эффектов.
- Наличие лазеек в законодательстве. Они помогают недобросовестным участникам рынка использовать его в свою пользу.
Несмотря на наличие проблем, в общем, функционирование антимонопольного регулирования является плодотворным. За последние годы, деятельность ФАС способствовала решению ряда принципиальных задач. В руках антимонопольной службы находится большое количество инструментов, которые позволяют ей предотвратить ограничение конкуренции.
В настоящее время ФАС владеет обширной системой штрафов, которые им применяются, стимулируя отказы участников рынка от нарушения антимонопольного законодательства. При этом активные меры антимонопольного воздействия характеризуются слабой степенью развития.
Совершенствование механизма антимонопольного регулирования
Сегодняшнее состояние антимонопольной политики требует совершенствования инструментов защиты конкуренции, а также повышение качества антимонопольного регулирования. Для реализации этих целей, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно разрабатывает стратегию антимонопольного регулирования на среднесрочную перспективу.
Принятая в 2019 году стратегия, ориентированная на периоды 2020-2022 годов, включает реализацию следующих направлений деятельности:
- Снижение административных барьеров для вхождения на рынок новых участников.
- Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, посредством использования эффективных инструментов тарифного регулирования.
- Обеспечение условий реализации эффективной конкуренции, ее осуществления на добросовестных началах при размещении государственных и муниципальных заказов.
- Повышение качества правовой среды антимонопольного регулирования.
Все эти направления деятельности активно реализуются ФАС. При этом, остаются слабые стороны в деятельности антимонопольной службы, которые вызваны несовершенством антимонопольного законодательства и функционирования институтов антимонопольного регулирования.
Важной проблемой текущего антимонопольного регулирования является контроль за деятельностью естественных монополий. В нем в ходе анализа были выявлены серьезные недостатки. Совершенствование системы регулирования естественных монополий требует реализации следующих мероприятий:
- Внесение поправок в законодательство в части понятия субъекта естественной монополии, его уточнения, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и разграничения полномочий органов регулирования естественных монополий.
- Установление обязательных требований проведения торгов для обеспечения реализации продуктивной закупочной деятельности субъектов естественных монополий.
- Отбор некоторых видов деятельности субъектов естественных монополий и их передача сторонним компаниям для выполнения на конкурентной основе.
- Дифференциация субъектов естественных монополий по характеру, выполняемых ими операций и видов деятельности: конкурентные и монопольные.
- Разработка, утверждение и практическое внедрение правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Таким образом, в настоящее время, антимонопольная политика характеризуется непрерывным развитием и внесением корректировок в приоритетные направления антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство требует своего постоянного мониторинга и пересмотра. Разрабатываются направления стратегического антимонопольного регулирования, касающиеся вопросов сдерживания цен, тарифного регулирования и рационализации контроля за деятельностью естественных монополий.