Потребительский выбор – это приобретение такой продукции (товаров и услуг), при которой обеспечивается максимальное удовлетворение потребностей, достигается максимальная полезность потребления при ограниченном объеме ресурсов, т. е. доходов потребителей.
Потребительский выбор предполагает совершение выбора в пользу приобретения таких товаров и услуг, от которых можно получить максимальную пользу при минимальных затратах.
Потребительский выбор зависит от уровня доходов конкретного потребителя, уровня рыночных цен и уровня экономического развития конкретного региона и страны. Помимо доходов на потребительский выбор оказывают воздействие и иные факторы.
Факторы потребительского выбора
Поведение потребителя на рынке определяется полезностью конкретных товаров и услуг. Эту зависимость можно проследить по функции полезности. Она демонстрирует, каким образом, потребители расходуют свои доходы, имеющиеся у них в ограниченном количестве на приобретение конкретной продукции т.е. какие товары и услуги они приобретают, на что им хватает денег, какую пользу эта продукции приносит конкретному потребителю и в пользу каких благ реализуется выбор.
Основными факторами потребительского выбора являются:
- Предпочтения потребителя. Его потребности варьируются в зависимости от предпочтений. В расчет берутся интересы, желания, вкусы, идеология конкретного потребителя.
- Ограниченность средств потребителя.
- Рациональность потребительского поведения - средний потребитель распределяет свои затраты, исходя их полезности совершаемого выбора, т. е. возможности получения максимального удовлетворения от приобретаемой продукции.
- Ограниченность выбора. Она связана с предложением на рынке. Часто, ассортимент предлагаемых товаров и услуг ограничен, поэтому потребители не могут выбрать товары, максимально, удовлетворяющие их потребности;
- Уровень цен. Цены на товары и услуги определяют доступность выбора максимально полезных товаров и услуг для конкретного потребителя;
- Инфляционные ожидания. Они оказывают существенное воздействие на потребительский выбор. Ожидая роста цен на товары конкретной группы в будущем, потребители начинают их приобретать в настоящем, хотя, не испытывают в них особой нужды в текущий временной период.
Понятие полезности как основы потребительского выбора
Полезность - это свойства блага, позволяющие ему удовлетворять потребности своих пользователей в ходе его потребления.
К полезности благ относятся его разнообразные физические, биологические и химические свойства, которые позволяют сделать благо максимально полезным в удовлетворении той или иной потребности.
Степень полезности того или иного блага определяется его потребителем. Это субъективная характеристика. Одно и то же благо может обладать высокой степенью полезности для одного потребителя и низкой степенью полезности для другого. Также, для одного и того же потребителя полезность товаров и услуг одного вида может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, условий потребления и иных факторов.
Полезность благ лежит в основе потребительского выбора. Потребители разными способами определяют степень полезности того или иного блага и делают выбор в пользу наиболее для них полезного в конкретных обстоятельствах, в конкретный временной период.
Рисунок 1. Потребительский выбор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совершение потребительского выбора происходит в соответствии с законом предельной полезности, суть которого состоит в том, что:
- потребитель приобретает разное количество благ, исходя из приносимой ими полезности,
- каждая новая единица максимально полезного блага приносит меньшую пользу, т. е. позволяет в меньшей степени удовлетворить потребность.
- предельная полезность имеет убывающую величину. Это означает, что с увеличением количества потребляемых благ, их предельная полезность снижается, тогда ка их совокупная полезность растет. Дополнительная единица блага прибавляет ему сокращающуюся величину полезности.
Рисунок 2. Функция предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, каждое благо обладает предельной величиной полезности. Она является величиной полезности, объемом дополнительно приносимого удовлетворения потребителю каждой новой единицей блага.
По сути, потребляя то или иное благо, с увеличением его количества т.е. с каждой дополнительной единицей, происходит убывание полезности. Это реализуется в ходе одного акта потребления, приводя к полному насыщению данным благом и, даже, пресыщению им. При повторных актах потребления того же самого блага, первые потребленные единицы характеризуются убывающей полезностью.
Рисунок 3. Функция предельной полезности и предельная полезность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Максимизация полезности
Предложение производителей благ опирается на спрос потребителей, т. е. на их потребности и возможности приобретения конкретной продукции.
На рынке действует множество продавцов, которые конкурируют между собой для завоевания признания большого количества потребителей, получения более высокого дохода.
Для этого, производителю необходимо предлагать товары или услуги, обладающие максимальной степенью полезности для потребителей, т. е. им важно максимизировать полезность благ.
Рисунок 4. Максимизация полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полезность может быть максимизирована следующими способами:
- наделение благ определенными свойствами, характеристиками;
- повышение качества продукции;
- изменение ценовой политики.
Маркетинговая стратегия производителя по максимизации полезности своей продукции реализуется в три стадии:
- Анализ рыночных предпочтений. На конкретном рынке существуют свои особенности потребительских предпочтений. Они зависят от типов товаров и услуг, их специфики. В расчет берутся определенные коэффициенты значимости и параметры товаров и услуг.
- Разработка концептуальных основ совершенствования своей продукции. Она основывается на повышении качества продукции, путем снижения ее отрицательных свойств и увеличения положительных. При этом учитывается ограниченность ресурсов производителя.
- Составление планов объемов реализации продукции.