Предмет микроэкономики
Как известно, вся экономическая наука разделена на два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика занимается исследованием поведения отдельных экономических единиц на рынке.
Такими единицами являются потребитель, рабочий, инвестор, фирма, т.е. любой человек, предприятие или организация, играющая свою роль в экономическом механизме. Микроэкономика дает объяснение принимаемым экономическим решениям отдельными единицами. К примеру, она освещает, каким образом потребители принимают те или иные решения о покупке и как их варианты выбора меняются при воздействии изменяющихся цен и доходов. Также она рассматривает, как фирмами решаются вопросы о том, какое количество рабочих привлечь, и как работники решают в каком месте и какое время им работать.
Другой микроэкономической проблемой являются вопросы взаимодействия отдельных экономических единиц в процессах становления более крупных систем, т.е. рынков или отдельных экономических отраслей.
Рассматривая поведение и характер действий отдельных предприятий и потребителей, микроэкономика показывает:
- каким образом работают и развиваются рынки и отрасли;
- причины отличия рынков и отраслей друг от друга;
- реакцию на государственную политику и всемирные экономические условия ведения бизнеса.
Микроэкономика представляет собой раздел экономической науки, рассматривающий поведение отдельных экономических агентов (потребителей, фирм, рабочих, инвесторов), а также рынки, составляющими которых они являются.
Основные микроэкономические принципы
Существует семь принципов микроэкономики, разработанных Г.Мэнкью.
Первый принцип – выбор человека. Для того, чтобы заполучить какую-либо нужную человеку вещь, ему в обычных случаях приходится отказаться от другой, представляющей не меньшую ценность. Принимая решения происходит противопоставление одной цели другой. Примером является выбор между повышенным доходом и охраной окружающей среды.
Другой вопрос, ответ на который приходится искать обществу заключается в выборе между равенством и эффективностью. Эффективность – это получение обществом максимально возможных благ от пользования своими ограниченными ресурсами. Равенство – справедливое распределение между всеми общественными членами благ, полученных от использования ресурсов.
Осознание того, что человеческий выбор делается не сам по себе, подсказывает, какое именно решение человек сделает или должен сделать. Важность признания необходимости выбора заключается в том, что если осознаются его последствия, то появляется возможность для принятия правильного решения.
Второй принцип – ценность чего-либо означает стоимость того, от чего необходимо будет отказаться для того, чтобы получить желаемое.
Необходимость выбирать, принятие осознанных решений человеком сопровождаются сравнением понесенных издержек и полученных выгод от альтернативного варианта. Например, процесс принятия молодой девушкой решения о поступлении в академию.
Альтернативные издержки, или издержки упущенных возможностей – это то, от чего необходимо отказаться для того, чтобы заполучить желаемое.
Любое принятие решения должно сопровождаться осознанием упущенных возможностей при каждом варианте развития событий.
Третий принцип – мысли рациональных людей заключены состоят из терминов маржинальных изменений. Все экономисты придерживаются допущения, что общество рационально действует. Люди с рациональным складом ума систематически и целенаправленно действуют для достижения своих целей, используя представляющиеся возможности. Рациональность людей часто проявляется в сравнении маржинальных выгод и маржинальных издержек при принятии решений. Принятие рационального решения и его реализация происходят в том случае, когда все маржинальные выгоды данного решения превосходят маржинальные издержки.
Четвертый принцип – реакция людей на стимулы. Стимулом является то, что побуждает людей к действиям. Поскольку рациональный человек при принятии решения сравнивает выгоды и затраты, то он реагирует на стимулы.
В анализе работы экономики рассмотрение стимулов занимает важное место. Анализ любого предлагаемого решения предполагает рассмотрение не только его прямого влияния, но и косвенного, которое выделяется посредством стимулирования определенного поведения общества. Таким образом, если предложенная политика будет изменять действующую систему стимулов, то трансформируется и поведение людей.
Пятый принцип – осуществление торговли всем во благо.
Примером проявления данного принципа является производство ведущими американскими и японскими фирмами множества однотипных товаров: машины (Ford и Toyota), телефоны (Sony и Apple) и др.
Подобная торговля не представляет собой соревнование, а наоборот, приносит пользу обеим сторонам. Данная ситуация позволяет специализироваться странам на тех производствах, для которых у них есть ресурсы, и которые получаются у них лучше всего. Следовательно, страны обмениваются различными товарами и услугами. Подобное происходит и на микроэкономическом уровне.
Шестой принцип – рынок является отличным способом организации хозяйственной деятельности. На сегодняшний день многие страны, отличающиеся в прошлом высокой степенью централизации экономической системы, отказались от подобного ведения хозяйства и стремятся создавать рыночную экономику. При рыночной экономике централизованные решения заменяются решениями множества фирм и предприятий. Компании сами принимают решения по типам производства, объемам, стоимости и т.д. Эти предприятия и отдельные хозяйства взаимодействуют на рынках, где основу составляют цены и личный интерес. Рыночные цены представляют собой «невидимую руку» экономической деятельности. Именно цены определяют ценность товаров для общества, издержки их производства.
Седьмой принцип – положительное влияние правительства на функционирование рынка. Рыночная эффективность находит свое проявление тогда, когда правительство оказывает защиту и поддержку правил работы рыночной экономики. Вмешательство государства в экономику оправдывается двумя причинами: направленность на обеспечение эффективности функционирования и достижение равенства.