Сущность и функциональная роль потребительского бюджета
Потребительский бюджет – это баланс доходов и расходов домохозяйств в денежном выражении за определенный временной период.
Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, обеспечивающих различный уровень удовлетворения потребностей.
Потребительские бюджеты ориентированы на представление аналитических данных, касающихся величины доходов, уровня жизни граждан, потребительских предпочтений. Потребительские бюджеты выступают нормативным инструментом оценки уровня жизни населения в конкретный временной период. Также, на их основе составляются планы и прогнозы регулирования динамики макроэкономических показателей.
Потребительские бюджеты выполняют ряд значимых функций. К ним относятся:
- Реализация объективной оценки достигнутого уровня жизни населения страны, а также тенденций и перспектив его развития;
- Стимулирование разработки мероприятий по обеспечению экономического роста и развития для полноценного удовлетворения потребностей граждан;
- Мониторинг величины заработной платы в разных отраслях и сферах экономики в конкретный временной период, ее сопоставление с уровнем цен для разработки механизмов совершенствования систем оплаты труда и предпринимательских доходов, пенсий, пособий, стипендий, льготных и бесплатных форм распределения, налогов с населения и др.;
- Выявление факторов и уровня социального неравенства в целом по стране и ее отдельным регионам;
- Разработка на основе бюджетов стандартов потребления в сферах питания, образования, ЖКХ, здравоохранения и т.д.
Потребительские бюджеты отображают основные уровни национального благосостояния и различаются по типам и составам домохозяйств, а также социальных групп населения.
Потребительский бюджет может быть сформирован в расчете на одного индивида или на семью. Также, расчет потребительского бюджета может вестись на основании рассмотрения доходов семьи как усредненных показателей потребления. В этом случае, расчет ведется на основе потребительской корзины, стоимость которой и является основой потребительского бюджета.
Чтобы сформировать потребительский бюджет необходимо провести расчеты показателей его доходов и расходов. Расчет осуществляется специальными методами и реализуется органами государственной статистики. Каждый индивид или семья, отдельное домохозяйство может самостоятельно составлять свой бюджет, планируя свои расходы на предстоящий временной период. Планируемые расходы вытекают из величины доходов всех членов семьи или домохозяйства, потребительских нужд и предпочтений, приоритетных направлений затрат каждого отдельного индивида или домохозяйства в определенном временном периоде.
Важным направлением деятельности при построении потребительских бюджетов является определение уровня бедности. Оно определяет размеры потребительской корзины т.е. минимального потребительского бюджета, а, следовательно, и размеры устанавливаемых на его основе социальных выплат — пенсий, пособий по безработице, социальной помощи.
Виды потребительских бюджетов
Потребительские бюджеты могут быть классифицированы на различные виды по следующим основаниям:
- Уровень благосостояния – высокий, средний и низкий.
- Состав и тип домохозяйств – бюджеты семей, включающих одного, двух и более человек, бюджеты семей с одним, двумя и более детьми.
- Социальные группы населения - бюджеты работающих и безработных, бюджеты пенсионеров и детей, бюджеты, формируемые по территории проживания – жителей городов, сел, поселений и т. д.
Особым видом бюджета является бюджет прожиточного минимума. Он отражает стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности граждан, а также товаров непродовольственного характера, услуги, налоговые отчисления в бюджеты и иные обязательные платежи, отражающие долю затрат на эти цели у социальных групп, характеризующихся низким уровнем доходов.
Структура потребительского бюджета
По своей структуре потребительский бюджет представлен двумя основными разделами: доходы и расходы. Как правило, доходы потребителей формируются за счет:
- получения заработной платы;
- предпринимательского дохода;
- капитальных вложений;
- арендных и рентных платежей;
- социальных выплат.
Величина доходов каждого отдельного индивида и домохозяйства различна. На нее оказывает воздействие большое количество факторов. В зависимости от величины доходов происходит расходование средств на различные потребительские нужды. Структура расходов потребительских бюджетов включает следующие статьи:
- питание;
- покупка одежды и обуви;
- приобретение предметов гигиены, санитарии;
- приобретение лекарственных средств;
- приобретение товаров длительного пользования;
- оплата услуг ЖКХ;
- затраты на досуговое времяпрепровождение;
- оплата культурно-просветительных мероприятий;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- бытовые услуги;
- транспортные расходы;
- услуги связи;
- прочие затраты.
Методы построения потребительских бюджетов
Построение потребительских бюджетов осуществляется на основании следующих методов:
- ресурсный метод. Согласно нему, величина потребительского бюджета определяется финансовыми возможностями государства по обеспечению минимальных гарантий доходов т.е. обеспечением социальных выплат различным категориям граждан в рамках прожиточного минимума;
- статистический метод. Согласно ему, величина потребительского бюджета определяется исходя из установленных органами государственной власти и местного самоуправления лимитов прожиточного минимума. Такой метод базируется на расчете уровня относительной бедности;
- нормативный метод. Он формируется в опоре на нормативы потребления т.е. набора основных продуктов, необходимых каждому гражданину для нормальной жизнедеятельности;
- нормативно-статистический или комбинированный метод. Он ориентирован на расчет показателей тех товаров и услуг, которые сложно поддаются расчету и не могут быть оценены использованием других методов;
- социологический метод. Он ориентирован на дачу субъективной оценки величин потребительских бюджетов при проведении опросов граждан, относящихся к разным социальным группам.