Особенности потребительского выбора и полезность
Основу формирования рыночного спроса составляют решения потребителей. Микроэкономика анализирует потребительское поведение, механизм выбора того или иного товара или услуги при заданных ограничениях.
Каждый потребитель задается тремя вопросами:
- Какой товар приобрести?
- В каком количестве?
- Достаточно ли средств для осуществления покупки?
При ответе на первый вопрос, выясняется полезность товара для покупателя; чтобы ответить на второй вопрос необходимо исследовать цену; ответ на третий вопрос кроется в доходах потребителя.
Именно эти три элемента – полезность, цена и доход – составляют основу анализа теории потребительского поведения. Целью потребителя является получение как можно большего удовлетворения от использования конкретных благ, при учете их стоимости и существующего дохода.
Процесс потребительского выбора достаточно сложный и состоит из трех факторов: потребительских предпочтений, цен на товары и доходов потребителя.
В основе потребительских предпочтений лежат потребности человека. Потребности определяются как состояние удовлетворения или же неудовлетворенности. В первом случае это состояние потребитель хотел бы сохранить, второй случай наталкивает потребителя на активную экономическую деятельность.
Средствами удовлетворения потребностей являются блага. Некоторые из них имеются в неограниченных количествах, к примеру, воздух, другие же – ограничены, и представляют собой экономические блага, состоящие из товаров и услуг.
Полезность – это способность экономических благ удовлетворять ту или иную потребность людей.
Таким образом, целью потребителя является получение как можно большего удовлетворения от пользования определенным набором благ, т.е. максимизация полезности.
В микроэкономике существуют количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) подходы к объяснению потребительского поведения.
Кардиналистская модель поведения потребителей говорит о том, что полезность является количественной величиной и измеряется в условных единицах – «ютилях». Преимуществом такой модели является возможность применения экономико-математического моделирования, а также математических методов описания исследуемых явлений. В реальности сделать это достаточно сложно. Наиболее простым методом служит метод сравнения при определении привлекательности тех или иных благ. Именно такой подход лежит в основе ординалистской модели. Существенный вклад в разработку данной теории внесли ученые: Е. Слуцкий, Ф. Эджворт, В. Парето. Они предложили измерять полезность при помощи относительной шкалы, на которой отражаются потребительские предпочтения. Совмещение человеческих потребностей со спецификой личности представляет собой предпочтения.
Потребительскими предпочтениями являются ранги, которые устанавливает потребитель для возможных вариантов удовлетворения своих нужд. тот вариант, который по мнению человека, способен наиболее полно удовлетворить его потребности, будет занимать первое место.
В основе порядкового подхода заложены четыре аксиомы предпочтений:
- сравнимость;
- транзитивность;
- ненасыщенность;
- субституциональность.
Бюджетные ограничения и равновесие потребителя
Как уже говорило ранее, потребительский выбор, помимо вкусов и предпочтений, зависит от уровня дохода и стоимости товаров и услуг. Потребительский доход и уровень цен на товары порождают бюджетные ограничения.
Чтобы наглядно убедиться, каким образом бюджет ограничивает возможности выбора потребителя, разберем ситуацию, в которой мужчина имеет определенный доход $I$, не берет кредитов и не делает сбережений. Весь доход он тратит на приобретение продовольственных товаров $F$, и одежду $C$. Стоимость этих двух товаров обозначим $P(F)$ и $P(C)$ соответственно. В таком случае произведение $P(F)F$ – это сумма средств, которые потрачены на питание, а $P(C)C$– сумма средств, которая потрачена на одежду.
Бюджетная линия отражает все комбинации $F$ и $C$, при которых общая величина потраченных средств равна доходам. Таким образом все комбинации продуктов и одежды, которые мужчина может купить будут находится на линии, заданной уравнением:
$P(F)F + P(C)C = I$
Допустим, что еженедельный доход нашего потребителя равен 80 долл., стоимость продовольственных товаров составляет 1 долл. за единицу, стоимость одежды – 2долл. за единицу. В таблице на рис. 1 представлены различные комбинации в заданных условиях.
Рисунок 1. Рыночные корзины и бюджетная линия (долл.). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке 2 показана бюджетная линия, которая объединяет различные варианты товарных корзин потребителя.
Рисунок 2. Бюджетная линия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, мы составили бюджетную линию потребителя. Ее начало представляет корзина $A$. По мере того, как мужчина двигается вдоль графика от точки $A$ к $G$, он снижает расходы на одежду и увеличивает расходы на продукты.
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров и услуг
Анализируя потребительский выбор, предполагалось, что человек выбирает между двумя товарами: X и Y. В реальности выбор достаточно огромен. Поэтому проанализируем, как потребитель выбирает товар X из всего многообразия других продуктов и каким образом сформировывается индивидуальный спрос на товар.
В таком случае формула бюджетного ограничения будет иметь вид:
Рисунок 3. Формула бюджетного ограничения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Построим кривую безразличия, с одной стороны которой будет количество товаров X, которое потребитель хочет приобрести, а с другой стороны будет представлена ценность всех остальных товаров в денежном выражении.
Рисунок 4. Кривая безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кривая безразличия показывает, что допустимая норма замещения товара X в каждой точке кривой будет равна предельной полезности X, которая выражается в денежном эквиваленте.
При уменьшении объема покупок предельная полезность продукта будет выше, чем цена, ведущая к повышению количества товара X.
Равновесие потребителя на рынке товаров равно таким объемам приобретения продуктов, при которых предельная полезность, т.е. максимальная сумма средств, от которой потребитель отказался бы для приобретения еще одной единицы товара, сравняется с его стоимостью.
Экономико-математическое моделирование поведения потребителей позволяет описать принцип принятие им решений о выборе того или иного набора товаров и услуг.