Монополия и ее виды
Монополизм – это вид несовершенной конкуренции, характеризующийся наличием в рамках рыночного хозяйства небольшого количества организаций, деятельность которых позволяет им занимать лидирующие рыночные позиции и влиять на цены.
Монополисты получают возможность влиять на цены за счет уникальности продукции, наделении товаров или услуг нестандартными характеристиками, т. е. они конкурируют между собой неценовыми методами противостояния. Также, возникает ситуация, когда рынок определенного вида товаров или услуг захвачен одним монополистом. Это происходит тогда, когда его продукция уникальна и не имеет аналогов или заменителей. Это дает полный контроль рыночного ценообразования компании.
Даже малый бизнес может быть монополистом, если он имеет высокую долю в производстве любых товаров, а крупная фирма никогда не может завоевать монополистического положения на рынке, если крупные производители уравновешивают свою силу на нем.
Монополия может быть следующих видов:
- Искусственная монополия. Она формируется, как правило, органами государственной власти и опирается на наличие государственной привилегии исключительного права на продажу любого товара.
- Естественная монополия. Она формируется в рамках реализации рыночного механизма хозяйствования, вытекая из конкурентного взаимодействия. Естественная монополия всегда требует вмешательства правительства, поскольку может определять цену, которая максимизирует прибыль, и перераспределять ресурсы таким образом, чтобы нанести ущерб обществу в свою пользу. Естественная монополия характеризуется признаками нестабильности, временным периодом существования и существовать за счет неэкономических методов регулирования ее положения - опять же, имеется в виду покровительство властей.
Зарубежные экономисты Элвин Дж. Долан и Дэвид Э. Линдси рассматривали и анализировали деятельность трех типов монополий:
- закрытая монополия - форма монополии, защищенная законодательными запретами на конкуренцию;
- естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние затраты минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок;
- открытая монополия – временное завоевание рынка организацией при открытии возможности осуществления единоличных поставок определенной продукции на рынок. При этом, она не имеет никакой защиты от конкуренции и может столкнуться с появлением на рынке новых игроков, которые сдвинут ее с лидирующих позиций.
Особенности российского монополизма
Российский монополизм имеет свои особенности, отличающие рынок несовершенной конкуренции страны от иных государств. Эти особенности обусловлены следующими аспектами:
- Большинство современных российских монополий были созданы в СССР, где монополии были универсальной государственной собственностью, проникающей практически во все сферы экономической жизни общества.
- Концентрация и специализация производства, присущая командно-административной системе хозяйствования СССР.
- После развала Советского Союза и ориентации на становление рыночной экономики, началась приватизация предприятий, которые находились в собственности органов государственной власти и местного самоуправления. Непрозрачность приватизации привела к тому, что крупные промышленные предприятия, составляющие целые сектора национальной экономики, были переданы в собственность ограниченного числа людей и часто даже в одни руки. Таким образом, были оформлены монополии, являющиеся на сегодняшний день крупными корпорациями, принадлежащими олигархам. Например, это «Газпром», «Юкос» и «Лукойл», бывшее Министерство газовой промышленности СССР – - Министерство нефтяной промышленности СССР, ЕЭС РАО – Министерство электроэнергетики СССР и др. компании.
Таким образом, особенностью формирования российских монополий является их опора на систему социалистического строя и командно-административную форму организации народного хозяйства. Тогда как в развитых странах с рыночной экономикой, монополии формируются вследствие конкурентной борьбы. В России они стали следствием передачи государственной собственности в частное владение.
Последствия монополизма для российской экономики
Монополизация рынка не является положительным явлением для экономического роста и развития. Это утверждение можно подтвердить на основании анализа параметров и показателей развития национальной экономики.
Отрицательными чертами монополизма являются:
- Низкие темпы экономического роста обуславливают рост безработицы и ее сохранение на высоком уровне. Массовая и постоянная безработица снижает доходы значительной части населения. Снижение доходов и платежеспособности населения приводит к общему снижению спроса. В свою очередь, снижение спроса препятствует расширению предложения, экономический рост снижается из-за растущей неуверенности населения, инфляционных ожиданий.
- Рост государственных расходов за счет снижения доходов населения. Государства, поддерживая свои социальные обязательства повышает социальные выплаты. Практика показывает, что в условиях современной монополистической экономики государственный бюджет и бюджеты субъектов страны теряют свои доходы и сталкиваются с дефицитом.
- Рост инфляции. Иногда, она может достигать высоких темпов. В России наличие инфляции в экономике стало результатом техногенного процесса массового перераспределения доходов в интересах монополистов.
- Монополизация приводит к выходу большей части экономики из-под влияния рынка и становится нерыночным сектором экономики, находящимся непосредственно под влиянием государства.
Кроме того, стоит отметить, что монополизм наносит довольно серьезный ущерб российской экономике из-за снижение объемов продаж отечественной продукции, ее неконкурентоспособности в следствие выгодам и преференциями, предоставляемых иностранным монополистам на российском рынке.