Предпринимательская среда – это сформировавшаяся в экономической структуре общества среда для реализации свободного предпринимательства, ориентированная на минимизацию рисков ведения бизнеса, соблюдение его правовых основ осуществления.
Предпринимательская среда бывает двух типов:
- Внутренняя предпринимательская среда.
- Внешняя предпринимательская среда.
Если внутренняя предпринимательская среда полностью отражает деятельность предпринимателя, основы ее реализации, его идеологию, организаторские и управленческие способности, то внешняя среда не зависит от предпринимателя и его деятельности, а связана с устройством общества, его социальным и экономическим развитием, экономической политикой и экономическим регулированием государства, а также, с макроэкономическими параметрами развития и правовыми стандартами государственного строя.
Особенности внешней предпринимательской среды
Операционная среда, условия ведения предпринимательской деятельности или бизнес-среда оказывают решающее влияние на эффективность деятельности предприятия (предпринимателя), а совокупность результатов деятельности предпринимателей является показателем эффективности всей экономической системы (основанной на рыночных принципах).
На предпринимательскую деятельность влияет большое количество факторов как внешнего, так и внутреннего характера.
В свою очередь, факторы внешней предпринимательской среды делятся на:
- факторы прямого воздействия, которыми выступают поставщики, потребители, местные органы власти, конкуренты;
- факторы косвенного воздействия - технологии, состояние экономики, социокультурные факторы, деятельность международных организаций.
Факторы внешней предпринимательской среды имеют более сложную структуру, информация об этих факторах не является полной, предприниматель должен полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.
К особенностям внешней предпринимательской среды относятся:
- сложность - внешняя бизнес-среда включает в себя множество элементов (факторов), на которые должна реагировать организация. Также ей необходимо учитывать уровень изменчивости каждого фактора и сочетание этих факторов;
- динамизм - это скорость, с которой происходят изменения во внешней деловой среде. Сложность и динамизм внешней предпринимательской среды вместе приводят к нестабильности предпринимательства среды. Более того, здесь стоит отметить тот факт, что нестабильность действует как первопричина, т. е. состояние системы, характеризующееся неоднородностью и дисбалансами функционирования, отрицательно сказывается на ее развитии;
- неопределенность - это объем информации, которую имеет предприниматель в отношении внешней конъюнктуры, оказывающей воздействие на предпринимательство. Также, значима и достоверность этой информации. Неопределенность - это отсутствие или неточность информации об условиях осуществление предпринимательской деятельности, включая связанные с этим расходы и последствия.
Таким образом, наличие воздействия сторонних факторов, обуславливает необходимость их учета в процессе разработки стратегии и тактики ведения бизнеса. А это, разбиения внешней предпринимательской среды на подсистемы и знаний об их особенностях и влиянии на ход предпринимательской деятельности.
Основные подсистемы внешней предпринимательской среды
Внешняя предпринимательская среда включает в себя следующие подсистемы:
Экономическое положение в стране и регионах. Экономическая ситуация характеризуется созданием условий для формирования конкурентного пространства, в котором реализуется существование и взаимодействие предпринимателей, а также проведением экономических реформ, позволяющих предпринимателям получать доступ ко всем ресурсам (легитимного характера), необходимым для развития их деятельности. На развитии предпринимательства сказывается применение следующих экономических инструментов, разной степени воздействия:
- уровень ставки рефинансирования, установленный национальным банком;
- уровень инфляции;
- количество налогов (обязательные сборы, платежи) и размеры налоговых ставок;
- уровень ликвидности партнеров (компаний, фирм);
- уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, в частности на продукцию (услуги) естественных монополий;
- устранение монопольного развития различных видов деятельности;
Стабильность национальной валюты, рост покупательной способности – ведущие ориентиры государственного экономического регулирования. Успешное развитие предпринимательства, льготное кредитование предпринимательских проектов, снижение количества налогов, сборов, обязательных платежей, снижение ставок налогов, также, относится к приоритетным аспектам государственного стимулирования предпринимательства. Развитию предпринимательства препятствуют экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в стране, но и в других странах и регионах.
- Политическая среда. Она влияет на все процессы и все сферы жизни общества и его граждан.
- Правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской и других субъектов рыночной экономики. Она лежит в основе обеспечения правового характера ведения предпринимательской деятельности всеми ее участниками. Для этого, утверждаются регламенты осуществления деятельности и правовые механизмы ее реализации, а также ведется контроль за ее осуществлением.
- Государственное регулирование и поддержка предпринимательства. Здесь, с одной стороны требуется обеспечение свободы предпринимательства, а, с другой, реализации регулирования государством ценообразования и иных аспектов бизнеса для предотвращения формирования монопольной власти, нерационального потребления ресурсов и др.
- Социально-экономическая обстановка в стране. Она отражает этап развития общества и его уровень, сопряженный с конкретной идеологией и тенденциями ведения предпринимательской деятельности.
- Культурная среда и культурный потенциал общества.
- Научно-технический прогресс и его уровень в конкретной стране и регионе.
- Достаточное ресурсное обеспечение деятельности конкретного типа.
- Физическая среда – она отражает условия, в которых действует предприниматель в конкретный временной период. В основном, они касаются сезона года, климатических условий – погода, температурный режим и т. д. Все они в той или иной степени оказывают влияние на функционирование предпринимательских организаций.
- Институционально-организационная среда. Она отражает наличие во внешнем окружении предпринимателя большого количества организаций, с которыми возможно установление взаимодействия по определенным направлениям реализации бизнеса. Это оказывает воздействие на осуществление коммерческих операций организацией, формирование деловых связей, партнерского взаимодействия и т. д.