Государственная инновационная политика – это приоритетное направление социально-экономической политики государства, в котором выражается отношение государства к инновационной деятельности, инновационная направленность развития страны и ее отдельных регионов.
В рамках государственной инновационной политики формируются приоритетные направления и целевые ориентиры инновационного развития и регулирования государством инновационной сферы, ставятся приоритеты в области научной деятельности, научных исследований и технологического прогресса.
В каждом государстве, в силу особенностей его социально-экономического развития, уровня развития экономики, национальной идентичности, инновационная политика имеет свои особенности.
Инновационная политика реализуется как в социально-экономической системе в целом, так и в ее отдельных сферах, в частности, в сфере образования. Внедрение инновационных методик в образование ориентировано на улучшение результатов обучения.
Особенности инновационной политики в сфере образования в странах Европейского союза
В Европейском союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». Стратегия инновационного развития системы образования включает направления инновационного развития системы образования, его ориентиры и перспективы и основы формирования конкурентоспособной экономики, опирающейся на знания и научную сферу. Инновации в сфере образования классифицируются странами ЕС по различным основаниям. Рассмотрим некоторые из вариантов классификации:
- В зависимости от объемов новшеств инновации делятся на открытия и доработанные, усовершенствованные проекты.
- В зависимости от педагогических объектов и категорий инновации бывают относящимися к различным учебным дисциплинам, организации учебных занятий, механизма реализации учебного процесса, построения уроков и др.
- В зависимости от масштабов инновационного развития инновации бывают: относящимися к конкретному учебному заведению, региону, системе образования и государству в целом.
- Исходя из авторства открытия новшеств, разработки инновационных направлений развития образовательной сферы, инновации делятся на: индивидуальные и коллективные.
- В зависимости от источников формирования новшеств инновации бывают в виде стороннего заказа и собственных изобретений.
Приоритетными направлениями инновационного развития сферы образования стран ЕС выступают:
- Мобильность научных кадров. Данное направление ориентировано на повышение эффективности использования педагогических кадров учебных заведений, а также на полноценное использование кадрового потенциала. Также, предполагается формирование благоприятной, комфортной среды для мобильности научных кадров. При университетах формируются бизнес-инкубаторы, ориентированные на создание научных центров и в ведущих странах ЕС действуют государственные программы поддержки создания университетскими и институтскими учеными собственных инновационных предприятий.
- Финансирование программ международного обучения. Такие программы предполагают реализацию обучения по обмену студентами разных стран.
- Формирование рабочих мест путем повышения промышленной конкурентоспособности, роста производительности труда и эффективного ресурсного потребления.
- Нахождение рациональных путей решения социальных проблем, связанных с изменением климата и получением чистой энергии, создание условий безопасной жизнедеятельности граждан, повышения уровня их знаний и культуры.
Отличительной чертой инновационной политики Германии в сфере образования является формирование ведущей роли государства, реализующего финансирование научных исследований и внедрения новшеств в сферу образовательной деятельности. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов научных сообществ.
Особенности государственной инновационной политики в сфере образования США
Исторический опыт США в сфере инновационного развития отражает тесную связь между раскрытием образовательного потенциала региона и эффективностью использования ресурсов в направлении прогрессивного развития сферы науки и образования.
При этом прогресс науки и образования является зависимым от социально-экономических отношений и реализуемой государством политикой в сфере социального развития и системе образования.
Научному прогрессу и научному развитию в США всегда отводилось особое значение. Наука и образование находятся в неразрывной связи и единстве и развиваются в параллели. США пропагандируют формирование экономики, опирающейся на знания, в основе которой лежит система высшего образования, реформированию и инновационному развитию которой уделяется особое значение. Высшее образование интегрирует академическую и отраслевую науку. Иными словами, функционирование учреждений высшего образования ориентируется на проведение фундаментальных и прикладных исследований и внедрение научно-технических результатов в производство.
Важным направлением развития образования и повышения его уровня на текущий временной момент, в США является развитие системы обучения в двухгодичных колледжах. В таких колледжах американцы получают начальный уровень высшего образования. Ведется работа над его получением всеми гражданами. В связи с этим в настоящее время происходит инициирование инновационных процессов со стороны государства в сфере целевой ресурсной поддержки колледжей. Государство реализует финансирование их деятельности и стимулирует научные исследования.
Универсальным способом решения проблем высшего образования, повышения его качества, правительство страны видит внедрение в обучение инноваций. Предполагается разумное использование дистанционного обучения со всеми его преимуществами, создание персонализированного обучения, расширение доступа к системе высшего образования за счет возможности его получения не выходя из дома.