Стратегические программы занятости населения как инструмент борьбы с безработицей
Стратегические программы занятости – это программы действий по реализации государственной политики на рынке труда, имеющие четкие цели, задачи, ориентиры и механизмы обеспечения граждан рабочими местами.
Разработка стратегических федеральных программ занятости ориентирована, прежде всего, на развитие производительности труда, достижение ее устойчивого роста.
Занятость населения является ведущим фактором формирования платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг. Потому, она требуют от государства своевременного решения проблем занятости, обеспечения трудоспособного населения работой и улучшения ситуации на рынке рабочей силы т.е. достижение максимального возможного соотношения спроса и предложения.
Уровень занятости – это ведущий показатель макроэкономического развития государства, определяющий долю занятого населения в его общей массе.
Достижение высокого уровня занятости – главный ориентир государственного макроэкономического регулирования, ибо высокий уровень занятости говорит о снижении уровня безработицы, выступающей негативной тенденцией экономического развития, отрицательно сказывающейся на экономическом росте и уровне благосостояния нации.
Борьба с безработицей реализуется различными методами и средствами. Их выбор зависит от специфики конкретного государства, его макроэкономических показателей, вида безработицы, факторов, определяющих ее формирование, влияющих на соотношение спроса и предложения рабочей силы.
В нашей стране одним из методов борьбы с безработицей является разработка стратегических федеральных программ занятости населения. Они ориентированы на:
- создание правовой основы сохранения и развития кадрового потенциала в различных сферах и отраслях экономики;
- создание экономических и организационных форм деятельности по сохранению рабочих мест и увеличению их количества;
- повышение конкурентоспособности национальной рабочей силы;
- регулирование существующих трудовых отношений и взаимоотношений на рынке труда;
- проектирование и создание эффективной структуры занятости населения;
- создание качественных рабочих мест;
- создание условий для профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- стимулирование трудовой активности граждан;
- повышение ответственности всех участников трудового взаимодействия в сфере занятости населения;
- предотвращение роста безработицы или снижение ее уровня;
- формирование системы общественных работ.
Принципиальные основы разработки стратегических программ занятости населения
Разработка стратегических федеральных программ занятости опирается на несколько основных принципов. К ним относятся:
- Принцип целеориентирования. Он означает определение целевого назначения государственной политики в сфере занятости на определенный временной период. Цели могут касаться развитие рынка труда не только на уровне страны, но и на уровне отдельного региона.
- Принцип комплексности. Он предполагает рассмотрение всех проблем, касающихся занятости населения страны или отдельного региона, проблем функционирования рынка труда.
- Принцип взаимосвязи программных мероприятий. Предполагается установление связи между мероприятиями программы занятости и иными процессами социально-экономического развития, направлениями государственного регулирования всех сфер общественной жизнедеятельности.
- Принцип конкретности. В программе должны быть отражены точные показатели занятости и иные параметры макроэкономического развития, а также ожидаемые показатели занятости и их обоснование.
- Принцип эффективности. Для реализации целей программы предполагается рациональное использование ресурсов: достижение максимального результата минимальными средствами.
- Принцип реальности. Цели и задачи программы должны быть реальными т.е. должны быть возможности их достижения собственными силами и средствами.
- Принцип оптимальности. Он предполагает оптимальное соотношение активных и пассивных средств политики занятости.
- Принцип выбора приоритетных направлений. В программе прописываются мероприятия в той последовательности, в которой они должны быть реализованы.
- Принцип связанности всех разделов программы.
- Принцип управляемости. Программа должна опираться на специальных механизм ее реализации, управления и контроля.
Методы разработки стратегических федеральных программ занятости
Разработка стратегических федеральных программ занятости населения сегодня опирается на применение как традиционных, так и инновационных методов. Основными из них являются:
- Метод SWOT-анализа. Данный метод ориентирован на оценку внешних условий реализации программы, а также внутренних параметров ее практического воплощения. Проводится учет возможностей реализации конкретных мероприятий по занятости, анализируются угрозы, оцениваются возможности использования различных ресурсов, привлечения специалистов. На базе этих данных строится матрица, которая отражает актуальность реализации разработанной стратегии и всех ее мероприятий.
- Метод сценарного развития событий. Программа составляется в виде сценария: определяется логика проведения тех или иных мероприятий в конкретные временные периоды и при определенных условиях. Также, оценивается изменение условий и возможности внесения поправок в направления деятельности.
- Методы моделирования. Они предполагают построение моделей т.е. создается образец экономического развития страны, на котором испытывается изменение показателей занятости населения, возможности их изменения различным воздействием.
- Программно-целевой метод проектирования. Он связан с отбором ведущих целей социального, экономического, научно-технического развития страны или отдельного региона, а также целей регулирования занятости для обеспечения взаимосвязи, соотношения всех мероприятий по их достижению. Данный метод ориентирован на реализацию принципа комплексности составления программ.
- Методы экономического анализа. Они предполагают исследование параметров занятости, факторов, оказывающих на нее воздействие, выявление связи занятости с другими экономическими процессами и показателями.