Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы анализа спроса и предложения

Определение 1

Спрос и предложение – это компоненты рыночного механизма, соотношение которых определяет цену на товары, работы или услуги.

Спрос – это стремление потребителей приобрести определенный вид продукции, обращающейся на рынке, по конкретной цене, в определенное время и в пределах, располагаемых ими доходов, представленное в денежном эквиваленте.

Предложение – это желание продавца продать определенный товар по конкретной цене в определенных рыночных условиях, в определенный временной период.

Оба эти компонента выполняют роль регулятора рыночных отношений, определяя характер поведения и характер взаимодействия продавцов и покупателей.

Закон спроса

Анализ спроса начинается с определения факторов, оказывающих влияние на его развитие, на его объем и содержание, а также формулирования закона спроса, отражающего его связь с ценой товара.

Статья: Основы анализа спроса и предложения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Спрос на рынке отражает не просто стремление потребителей к приобретению конкретной продукции, но и их готовность ее приобрести т.е. готовность потратить определенную сумму денег на покупку товара конкретного вида (или услуги).

Спрос на рынке характеризуется определенным объемом т.е. количеством продукции, приобретенной по конкретной цене в течение определенного временного периода.

Рыночный спрос и его объемы зависят от:

  • Цен, установленных на конкретную продукцию. Как правило, большим спросом пользуются товары с более низкими ценами или обладающими лучшими качественными характеристиками;
  • Цен, установленных на продукцию, которая может заменить желаемую;
  • Общего уровня доходов покупателей т.е. сумм денежных средств, которыми потребители располагают для приобретения желаемого продукта;
  • Количества покупателей конкретной продукции;
  • Вкусовых предпочтений потребителей;
  • Уровня инфляции, текущей экономической ситуации и инфляционных ожиданий;
  • Направлений экономической политики страны и рычагов рыночного регулирования, находящихся в руках органов государственной власти.
«Основы анализа спроса и предложения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Закон спроса отражает непосредственную зависимость его объема от цен на конкретную продукцию на рынке. Эта зависимость является обратно пропорциональной: при росте цен снижается спрос на конкретный товар или услугу, а при их снижении – возрастает.

Закон спроса отражается, посредством кривой спроса. Она представляет собой отражение рыночных цен и объема спроса по осям координат. Эта зависимость может быть, как положительной, так и отрицательной.

Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рост цен обуславливает снижение спроса на продукцию потому, что на рынке имеются предложения других благ, выполняющих роли заменителей. Покупатели, не желая приобретать конкретны продукт по повышенной цене, могут найти ему заменитель и приобрести его. Также, при росте цен, потребители остро ощущают снижение собственных доходов, что приводит к необходимости экономии на приобретении продукции конкретного вида/видов.

При этом, кривая спроса подвергается изменениям под воздействием неценовых факторов. Любой элемент, приводящий к изменению спроса на продукцию приводит к смещению кривой спроса. Объем спроса может находится на устойчивой позиции, но кривая будет смещаться из-за изменения цен, которые не окажут влияния на объем спроса из-за иных факторов (к примеру инфляционные ожидания, рост доходности населения). Также, цена может находиться на неизменном уровне, а кривая спроса смещаться.

Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Закон предложения

Предложение является стоимостным выражением продукции, услуг и иных благ, которые предлагаются на рынке к продаже в определенный временной период, по определенным ценам, при определенных условиях.

Предложение показывает готовность продавцов реализовать товар или услугу по конкретной цене, при определенных условиях совершения сделки.

Между объемом предложения и ценой существует прямо пропорциональная зависимость: с увеличением цены предложение возрастает и наоборот.

Помимо цены, предложение на рынке подвержено воздействию неценовых факторов. К ним относятся:

  • Производственные мощности. Они определяют максимально возможный объем производства конкретной продукции или оказания конкретных услуг;
  • Рыночный спрос. Он определяет потребность в конкретной продукции: товарах и услугах в текущий временной период;
  • Уровень развития рыночной конкуренции. Чем больше на рынке продавцов, тем выше уровень рыночной конкуренции между ними;
  • Стадия развития конкретного рынка и отношений на нем. При формировании рынка его спрос и предложения находятся в стадии формирования, потому, их уровень низкий. По мере развития рынка происходит рост объемов предложения и наблюдается дефицит товаров, поскольку и спрос, также, растет. По мере спада рыночной торговли наблюдается переизбыток продукции на рынке т.е. предложение опережает спрос и не позволяет полноценно реализовать продукцию;
  • Государственное регулирование экономики. Оно зависит от конкретных направлений экономической политики, актуальных экономических задач.

Связь между объемами предложения и ценой продукции отражается в виде закона предложения. Как было отмечено выше, он отражает прямую зависимость между данными параметрами. Эта зависимость отображается в виде кривой предложения или шкалы предложения.

Кривая предложения, как и кривая спроса, отражает расположение цены на продукцию и объемов спроса по осям координат, а шкала предложения имеет табличное представление данных параметров.

Кривая предложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Кривая предложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кривая предложения показывает цену, которую должен заплатить потребитель за единицу конкретного товара или услуги для определенного его количества, чтобы оно было предложено на рынке т.е. какое количество благ производители готовы предложить при той или иной цене.

Кривая предложения имеет восходящий характер, отражающий динамику предложения в зависимости от цены. Также, она может иметь вогнутую форму, при отражении воздействия на предложение неценовых факторов при стабильности ценовых показателей.

Кривая предложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Кривая предложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Соотношение спроса и предложения заключается в установлении рыночной цены. Предполагается достижение равновесия на рынке. Это означает, установление цены на товар, работу и услугу, отвечающую готовности продавцов продать товар и готовности потребителей его приобрести. Такая цена называется равновесной и предполагает установление баланса между объемом спроса и объема предложения на рынке. На графике рыночное равновесие отражается в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рыночное равновесие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Рыночное равновесие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot