Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные формы рынка товаров и услуг

Общая характеристика рынка товаров и услуг

Определение 1

Рынок товаров и услуг – это сфера экономических отношений, в которой осуществляется купля-продажа товаров и услуг.

На рынке товаров и услуг происходит организация взаимодействия между продавцами и покупателями. Продавцы реализуют различные товары, отвечая спросу потребителей, которые приобретают товары для личного потребления и иных нужд. Таким образом, разворачиваются отношения в сфере обмена при реализации товара или услуги.

На рынке товаров и услуг:

  • Происходит оборот различных групп товаров.
  • Осуществляется приспособление к меняющимся материальным и нематериальным потребностям потребителей.
  • Реализуется удовлетворение запросов потребителей в конкретных вещах и результатах деятельности невещественной формы представления.
  • Реализации связи между производством продукции и ее потреблением на рынке услуг.
  • Осуществляется признание социального характера трудовых затрат производителей товаров и услуг.
  • Создаются социально значимые блага.
  • Происходит формирование доходов предпринимателей.
  • Реализуется потребление ВВП – валового национального продукта.

Каждый субъект рыночных отношений представляет собой конкретный объем спроса и предложения рынка. Данный объем характеризуется положение данного субъекта на рынке. При этом, каждый субъект рынка стремится получить наибольшую выгоду, занять лидирующие позиции по продаже товаров и услуг, завоевать доверие и уважение покупателей. Таким образом, зарождается конкурентная борьба, которая осуществляется, посредством использования различных приемов борьбы за власть, за первенство, за блага.

Функционирование рынка товаров и услуг, поведение его субъектов регулируется, посредством цен. Цена товара является ключевым механизмом функционирования рынка товара и услуг. На формируется на основании спроса и предложения и является направлением принятия решений взаимодействующих сторон. К примеру, рост спроса на конкретную продукцию, мотивирует расширение предложения товаропроизводителей – увеличиваются объемы производства товара, его предлагается больше. Повышение цен приводит к сокращению потребительского спроса. Таким образом, рыночный механизм позволяет достичь равновесия на рынке, определяя поведение его субъектов.

«Основные формы рынка товаров и услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рынок товаров и услуг может быть представлен в следующих основных формах:

  1. Рынок потребительских товаров и услуг.
  2. Рынок факторов производства.
  3. Рынок государственных заказов.

Формы рынков потребительских товаров и услуг и их роль в экономической деятельности

Рынок потребительских товаров – это сфера экономического взаимодействия, где осуществляется удовлетворение личных потребностей граждан в продовольственных товарах и услугах.

На данном рынке происходит взаимодействие населения, отдельных домашних хозяйств с производственными предприятиями, а также организациями, оказывающими разнообразные услуги.

Рынки потребительских товаров имеют важное экономическое значение. Оно заключается в следующем:

  • Организация удовлетворения потребностей населения. Рынок создает условия для обеспечения людей определенными продовольственными товарами. Продукция становится доступной для потребителей, посредством ведения ценовой политики;
  • Реализация воспроизводства рабочей силы. Оно осуществляется за счет недоступности для населения жизненно необходимой продукции;
  • Расходование денежных средств потребителей. Они осуществляются в пределах, имеющихся у них доходов. Доходы реализуются на рынке;
  • Формирование доходов предприятий, посредством продажи потребительских товаров;
  • Обеспечение занятости населения;
  • Оказание воздействия на динамику, структуру и объем производства.

Рынки потребительских товаров бывают:

  1. Рынок чистой конкуренции;
  2. Рынок чистой монополии.
  3. Рынок монополистической конкуренции
  4. Олигополия.

Рынок чистой конкуренции

Рынок чистой конкуренции отвечает следующим параметрам:

  • Отсутствие препятствий для вхождения продавцов на рынок и выхода из него.
  • Представление на рынке однородной продукции. Предполагается представление товаров одинакового качества и характеристик.
  • Полное информирование продавцов и покупателей о предложении продукции, ее стоимости, разности цен у различных продавцов.

Рынок чистой конкуренции предполагает участие большого количества продавцов и покупателей, которые, фактически не влияют на ценообразование. Продавцы не могут поставить слишком высокую цену на товары, поскольку таких товаров много и альтернатив у потребителей на их приобретение.

Рынок чистой монополии

Такие типы потребительских рынков предполагают сосредоточение власти в руках одного крупного продавца, выступающего монополистом в производстве определенного товара. Цены устанавливаются данным товаропроизводителем. Объемы продукции т.е. предложение, также, регламентируется им. Таким образом, происходит полный контроль рыночной конъюнктуры, определение качественных и количественных характеристик продукции на рынке.

Однако, монополисту необходимо учитывать и спрос на продукцию. Он подвержен динамике, обусловленной изменением ценовой политики монополиста: слишком высокая цена приводит к снижению спроса на товар.

Рынке чистой монополии существую в практике. Они формируется в следующих случаях:

  • Владение продавцом исключительными ресурсами, объектами, производство уникальных товаров, оказание исключительных, редких услуг.
  • Исключение конкурентов с рынка и их поглощение для захвата рыночной власти.
  • Организация монополистических объединений для решения вопросов о стоимости, объемах продаж, сфер сбыта продукции, уровне цен.
  • Государственная монополия – специальное оформление власти над определенным видом деятельности, исключающем конкуренцию.

Рынок монополистической конкуренции

Такой рынок предполагает наличие большого количества крупных продавцов, товаропроизводителей разнородной продукции. Это означает, что каждый является монополистом в своем рыночном сегменте, в своем направлении деятельности. Монополия наблюдается в узкой товарной нише.

На данном рынке происходит активная конкуренция. Поскольку, товары, несмотря на их уникальность, являются связанными друг с другом т.е. товар одного продавца может быть заменен товаром другого. Потому, применяются разнообразные приемы конкурентной борьбы: ценовая и неценовая конкуренция.

Товаропроизводители могут оказывать воздействие на ценообразование, поскольку самостоятельно устанавливают цены на свой уникальный товар. Конечно, ограничения во влиянии имеется, поскольку установление огромных цен приведет к потере потребителей – они могут приобрести похожий товар у конкурентов.

Рынок олигополии

Олигополия – это рынок несовершенной конкуренции, на котором реализуют продукцию несколько крупных продавцов, влияющих на цены и спрос потребителей.

Олигополия может быть представлена следующими видами:

  • Продажа несколькими крупными корпорациями однородной продукции.
  • Отраслевое разделение и формирование в каждой отрасли крупной корпорации – олигополии.
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot