Общая характеристика рынка товаров и услуг
Рынок товаров и услуг – это сфера экономических отношений, в которой осуществляется купля-продажа товаров и услуг.
На рынке товаров и услуг происходит организация взаимодействия между продавцами и покупателями. Продавцы реализуют различные товары, отвечая спросу потребителей, которые приобретают товары для личного потребления и иных нужд. Таким образом, разворачиваются отношения в сфере обмена при реализации товара или услуги.
На рынке товаров и услуг:
- Происходит оборот различных групп товаров.
- Осуществляется приспособление к меняющимся материальным и нематериальным потребностям потребителей.
- Реализуется удовлетворение запросов потребителей в конкретных вещах и результатах деятельности невещественной формы представления.
- Реализации связи между производством продукции и ее потреблением на рынке услуг.
- Осуществляется признание социального характера трудовых затрат производителей товаров и услуг.
- Создаются социально значимые блага.
- Происходит формирование доходов предпринимателей.
- Реализуется потребление ВВП – валового национального продукта.
Каждый субъект рыночных отношений представляет собой конкретный объем спроса и предложения рынка. Данный объем характеризуется положение данного субъекта на рынке. При этом, каждый субъект рынка стремится получить наибольшую выгоду, занять лидирующие позиции по продаже товаров и услуг, завоевать доверие и уважение покупателей. Таким образом, зарождается конкурентная борьба, которая осуществляется, посредством использования различных приемов борьбы за власть, за первенство, за блага.
Функционирование рынка товаров и услуг, поведение его субъектов регулируется, посредством цен. Цена товара является ключевым механизмом функционирования рынка товара и услуг. На формируется на основании спроса и предложения и является направлением принятия решений взаимодействующих сторон. К примеру, рост спроса на конкретную продукцию, мотивирует расширение предложения товаропроизводителей – увеличиваются объемы производства товара, его предлагается больше. Повышение цен приводит к сокращению потребительского спроса. Таким образом, рыночный механизм позволяет достичь равновесия на рынке, определяя поведение его субъектов.
Рынок товаров и услуг может быть представлен в следующих основных формах:
- Рынок потребительских товаров и услуг.
- Рынок факторов производства.
- Рынок государственных заказов.
Формы рынков потребительских товаров и услуг и их роль в экономической деятельности
Рынок потребительских товаров – это сфера экономического взаимодействия, где осуществляется удовлетворение личных потребностей граждан в продовольственных товарах и услугах.
На данном рынке происходит взаимодействие населения, отдельных домашних хозяйств с производственными предприятиями, а также организациями, оказывающими разнообразные услуги.
Рынки потребительских товаров имеют важное экономическое значение. Оно заключается в следующем:
- Организация удовлетворения потребностей населения. Рынок создает условия для обеспечения людей определенными продовольственными товарами. Продукция становится доступной для потребителей, посредством ведения ценовой политики;
- Реализация воспроизводства рабочей силы. Оно осуществляется за счет недоступности для населения жизненно необходимой продукции;
- Расходование денежных средств потребителей. Они осуществляются в пределах, имеющихся у них доходов. Доходы реализуются на рынке;
- Формирование доходов предприятий, посредством продажи потребительских товаров;
- Обеспечение занятости населения;
- Оказание воздействия на динамику, структуру и объем производства.
Рынки потребительских товаров бывают:
- Рынок чистой конкуренции;
- Рынок чистой монополии.
- Рынок монополистической конкуренции
- Олигополия.
Рынок чистой конкуренции
Рынок чистой конкуренции отвечает следующим параметрам:
- Отсутствие препятствий для вхождения продавцов на рынок и выхода из него.
- Представление на рынке однородной продукции. Предполагается представление товаров одинакового качества и характеристик.
- Полное информирование продавцов и покупателей о предложении продукции, ее стоимости, разности цен у различных продавцов.
Рынок чистой конкуренции предполагает участие большого количества продавцов и покупателей, которые, фактически не влияют на ценообразование. Продавцы не могут поставить слишком высокую цену на товары, поскольку таких товаров много и альтернатив у потребителей на их приобретение.
Рынок чистой монополии
Такие типы потребительских рынков предполагают сосредоточение власти в руках одного крупного продавца, выступающего монополистом в производстве определенного товара. Цены устанавливаются данным товаропроизводителем. Объемы продукции т.е. предложение, также, регламентируется им. Таким образом, происходит полный контроль рыночной конъюнктуры, определение качественных и количественных характеристик продукции на рынке.
Однако, монополисту необходимо учитывать и спрос на продукцию. Он подвержен динамике, обусловленной изменением ценовой политики монополиста: слишком высокая цена приводит к снижению спроса на товар.
Рынке чистой монополии существую в практике. Они формируется в следующих случаях:
- Владение продавцом исключительными ресурсами, объектами, производство уникальных товаров, оказание исключительных, редких услуг.
- Исключение конкурентов с рынка и их поглощение для захвата рыночной власти.
- Организация монополистических объединений для решения вопросов о стоимости, объемах продаж, сфер сбыта продукции, уровне цен.
- Государственная монополия – специальное оформление власти над определенным видом деятельности, исключающем конкуренцию.
Рынок монополистической конкуренции
Такой рынок предполагает наличие большого количества крупных продавцов, товаропроизводителей разнородной продукции. Это означает, что каждый является монополистом в своем рыночном сегменте, в своем направлении деятельности. Монополия наблюдается в узкой товарной нише.
На данном рынке происходит активная конкуренция. Поскольку, товары, несмотря на их уникальность, являются связанными друг с другом т.е. товар одного продавца может быть заменен товаром другого. Потому, применяются разнообразные приемы конкурентной борьбы: ценовая и неценовая конкуренция.
Товаропроизводители могут оказывать воздействие на ценообразование, поскольку самостоятельно устанавливают цены на свой уникальный товар. Конечно, ограничения во влиянии имеется, поскольку установление огромных цен приведет к потере потребителей – они могут приобрести похожий товар у конкурентов.
Рынок олигополии
Олигополия – это рынок несовершенной конкуренции, на котором реализуют продукцию несколько крупных продавцов, влияющих на цены и спрос потребителей.
Олигополия может быть представлена следующими видами:
- Продажа несколькими крупными корпорациями однородной продукции.
- Отраслевое разделение и формирование в каждой отрасли крупной корпорации – олигополии.