Понятие рынка
Рынок – это место пересечения интересов продавцов и покупателей.
Отношения между производителями и потребителями возникают относительно купли-продажи материальных и нематериальных благ, финансовых обязательств, факторов производства и так далее. Продавцы стремятся продать товар по максимальной цене, чтобы получить предельно возможную выручку. Покупатели хотят удовлетворить свои потребности, выбрав товар, обладающей наибольшей полезностью на текущий момент. При этом покупатель ограничен доступными ему денежными средствами для совершения сделки.
Обе стороны торговли заинтересованы друг в друге. Между продавцами и покупателями может проявляться конкурентная борьба. Субъекты хозяйствования соперничают за факторы производства, рынки сбыта. Покупатели хотят приобрести наиболее подходящий товар по той цене, которая их устроит. При возникновении дефицита благ потребители соперничают друг с другом за получение доступа к ним.
Основателем теории рыночных отношений считается Адам Смит представитель классической школы политической экономии. Он первым указал на причины формирования и развития рынка. Причиной возникновения рыночных отношений он называл ограниченность ресурсов и постоянно увеличивающиеся потребности общества. Увеличение производственного выпуска осуществляется за счет разделения труда, инноваций, создаваемых за счет научно-технического прогресса.
Внутри рынка действует рыночный механизм. Он напрямую зависит от следующих экономических величин:
- Спрос.
- Предложение.
- Цена
- Конкуренция
- Основные законы рынка.
Сегодня большинство стран мира перешли к рыночной модели отношений особенно в части массового производства. Если стратегически важные отрасли регулируются государством, то средний и малый бизнес зачастую действует в условиях рынка и подвержены влиянию рыночного механизма. Так создается свободный конкурентный рынок, способный к саморегулированию.
Особенности рыночного механизма
Рыночный механизм представляет собой взаимосвязь между основными элементами – предложением, спросом, ценой и конкуренцией, которые взаимодействуют друг с другом согласно экономическим законам. Законы рынка влияют на изменение основных параметров, а также учитывают влияние выручки и полезности на поведение участников отношений. Определяющими параметрами рынка являются предложение и спрос. Первый охватывает всех продавцов и производителей, предлагающих свои товары и услуги обществу. Спрос определяется потребностями людей, а также их платежеспособностью. Цены являются инструментом информирования участников о текущем состоянии рынка. С их помощью субъекты принимают решения относительно изменений в своем дальнейшем поведении.
Рыночный механизм является следствием конкурентной борьбы за ограниченный доступ к ресурсам и благам. Он помогает рынку приходить в баланс без внешнего вмешательства.
Основными признаками системы, созданной на основе рыночного механизма, можно назвать:
- Число участников неограниченно.
- Каждый субъект может свободно входить и выходить с рынка.
- Все ресурсы мобильны.
- Цены дают информацию о рынке.
- Продукция однородна.
- Участники не могут оказывать существенного влияния на рынок и на поведение друг друга.
Рыночный механизм выполняет функции в экономике страны. Он является одним из ее регуляторов, а также средством обеспечения связей между отдельными отраслями, субъектами хозяйства. Рынок определяет цены, информирует через них экономических агентов, влияя на их поведение и рост. С его помощью осуществляется оптимизация национального хозяйства, а также проводится санация экономики. Рынок и конкуренция оставляют в живых только те предприятия, которые могут действовать гибко и быстро адаптироваться к новым условиям.
Элементы рыночного механизма
Элементами рыночного механизма являются следующие экономические величины:
- Спрос – представляет собой потребность общества в благах, подкрепленную финансовыми возможностями. Величина спроса показывает, какое количество благ субъекты готовы приобрести по текущей цене в момент времени.
- Предложение – определяет всю совокупность товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Его величина определяет количество благ, которое готовы продать производители по текущей цене.
- Цена – выражает количество денег, которые продавец хочет получить, а покупатель готов уплатить за готовое благо. Она показывает ценность товаров и услуг.
- Конкуренция – представляет собой соперничество или борьбу между участниками экономических отношений за лучшие условия.
Без этих элементов не возможно формирование рынка и отношений на нем. Отличительной особенностью рыночной модели является независимость действий субъектов, а также ограниченная роль государственного вмешательства. Именно свобода экономических агентов стимулирует развитие конкуренции. Государство так же сохраняет за собой возможность влияния на экономические процессы, но через финансовую систему. Оно может регулировать отношения через бюджетно-налоговую, кредитно-денежную системы. Влияние будет косвенным.
В некоторых сферах экономики государство сохраняет за собой право прямого вмешательства. Обычно это происходит в отраслях стратегического значения, оказывающих влияние на экономическую безопасность страны.
Рыночный механизм сводит между собой продавцов и покупателей. Получая информацию о его конъюнктуре, участники могут найти нужные им рынки сбыта, товары и услуги по цене, которая устроит обе стороны сделки. За счет установления баланса между предложением и спросом устанавливается справедливая цена, которая поможет производителям покрыть их расходы, а покупателям приобрести товары по подходящей им стоимости. Система рыночных отношений всегда стремится к равновесию, поэтому через рыночный механизм устанавливается баланс объема выпуска и объема потребления. Так же рынок стимулирует предпринимательство, новаторство и научно-технический прогресс.