Государственное регулирование экономики – это комплекс мер, которые предпринимаются государством для внесения изменений в экономические процессы с целью реализации общенациональных интересов.
Общее представление о государственном регулировании экономики
Одной из форм участия государства в экономической жизни общества является государственное регулирование экономики. Оно представляет собой совокупность решений и действий государственных органов по внесению изменений в привычное течение естественных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики направлено, прежде всего, на реализацию общенациональных интересов. Кроме того, государство, регулируя экономику, определяет главные ориентиры и основные механизмы социально-экономического развития общества.
Практика государственного регулирования экономики в современном виде стала формироваться в 1930-х гг. после Великой депрессии 1929-1933 гг. Главным инициатором и теоретиком государственного регулирования экономики был Дж. М. Кейнс, который утверждал, что рыночная экономика самостоятельно не может справиться с теми проблемами, с которыми она сталкивается на пути своего развития. Поэтому государство вынуждено соответствующим образом корректировать экономическое развитие общества.
Необходимость государственного регулирования экономики
В традиционном понимании необходимость государственного регулирования экономики объясняется наличием, так называемых, «провалов» рынка, т. е. формирования в рыночной экономике таких ситуаций, которые приводят к значительным общественным издержкам, нарушению функционирования рынка, справиться с которыми сам рынок оказывается не в силах.
Главными причинами «провалов» рынка обычно называют:
- Наличие информационной асимметрии – зачастую продавцы обладают значительно большей информацией, чем покупатели, поэтому может быть установлена неоправданно высокая цена (например, в сфере медицинских услуг);
- Необходимость производства общественных благ – общество нуждается в потреблении таких благ, производство которых коммерчески не выгодно частному сектору;
- Существование внешних эффектов – совершение рыночных операций может вызывать возникновение последствий (зачастую отрицательных) для тех лиц, которые в этих операциях участие не принимали (например, загрязнение атмосферы выбросами завода);
- Развитие рынков по направлению к монополизации – при отсутствии ограничений рыночная структура может трансформироваться из конкурентного вида в монопольную, что непосредственно вызывает возрастание общественных издержек (поскольку монополист устанавливает цену самостоятельно – исходя из цели получить прибыль);
- Отсутствие защиты у социально уязвимых слоев населения – рынок не предусматривает механизмы обеспечения нормальной жизнедеятельности для нетрудоспособных и малоимущих людей – детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.
На данной стадии общественного развития перечисленные «провалы» рынка могут быть устранены только волевыми поступками государства, которое обладает возможностями по принуждению, а следовательно, и по мобилизации значительного объема денежных средств.
Сущность и содержание государственного регулирования экономики
Государство регулирует экономические отношения путем применения двух групп методов – прямых (административных) методов и косвенных (экономических) методов. Их отличие друг от друга заключается в том, насколько действия государства приемлемы, являются естественным для экономической системы.
Прямые (административные) методы государственного регулирования предполагают прямое вмешательство государства в экономические отношения. Они базируются на силе власти, которой обладает государство. Поэтому прямые методы в основном выражаются в следующем:
- Установление законодательных ограничений (путем лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, квотирования экспорта и импорта, замораживания цен и т.д.);
- Принятие по отношению к экономическим субъектам обязательных требований (в частности, через установление минимального размера оплаты труда, минимального размера уставного капитала и т.д.);
- Регламентирование отношений по организации, ведению и ликвидации бизнеса (через принятие правил государственной регистрации юридических лиц, совершения ими сделок, исполнения налоговых обязанностей и т.д.).
Косвенные (экономические) методы государственного регулирования позволяют сбалансировать общественные и частные интересы посредством учета многообразия интересов экономических субъектов и создания для них соответствующих условий. Применение косвенных методов осуществляется через разработку и реализацию государством следующих направлений экономической политики:
- Бюджетно-налоговая политика – заключается в установлении, изменении или отмене налогов (вместе с их ставками), введении льгот, предоставлении субсидий, а также совершении государством расходов через механизм государственных закупок товаров, работ, услуг;
- Денежно-кредитная политика – заключается в изменении количества денег в обращении и уровня процентных ставок на финансовых рынках, в участии государства на фондовом рынке в качестве инвестора и эмитента государственных ценных бумаг.
Также одним из методов государственного регулирования экономики является государственное предпринимательство. Создавая новые или приобретая в собственность уже существующие предприятия, государство способно существенным образом изменить сложившееся положение дел как на отраслевом (товарном) рынке (через увеличение объема рыночного предложения), так и на рынке труда (через создание дополнительных рабочих мест).