Понятие и содержание управления национальной экономикой
Любая экономическая система, независимо от уровня развития на ней рынка, нуждается в определенном управлении, которое, как правило, обеспечивается силами государства.
Под управлением национальной экономикой понимается осуществление целенаправленного воздействия, обеспечивающего развитие национальной экономической системы.
Управление национальной экономикой рассматривается как непрерывный управленческий процесс, осуществляющий воздействие на управляемый объект с целью обеспечения нормального функционирования экономической системы.
Предмет управленческого процесса в рассматриваемом случае представляет собой информацию, фиксирующую условия перехода объекта от фактического состояния к желаемому.
В управлении национальной экономикой выделяются следующие стадии:
-
Прогнозно-аналитическая стадия, формирующая основу принятия управленческого решения на национальном уровне. Эту стадию управленческого процесса можно разделить на ряд процессов, в число которых входят:
- во-первых, целеполагание;
- во-вторых, выработка стратегии, направленной на достижение установленных целей;
- в-третьих, подготовка управленческого решения.
-
Стадия собственно управления, обеспечивающая осуществление двух процессов в отношении управленческого решения:
- во-первых, его приятие;
- во-вторых, его реализацию (выполнение).
-
Стадия контроля реализации (выполнения) управленческого решения.
Необходимость, функции и методы управления национальной экономикой
Необходимость государственного управления национальной экономики обусловлена:
- объективной потребностью в государственном контроле состояния и динамики экономических процессов в стране;
- статусом государства как носителя административной и законодательной власти.
На современном этапе общественного развития обществом признается приоритет власти государства, обусловленный особенностями его положения и спецификой возложенных на него функций, позволяющих государству осуществлять оперативное вмешательство в протекание экономических процессов. Основой приоритета государственной власти выступает также его финансово-экономическая мощь, обусловленная наличие государственной собственности, доходов в виде налоговых и иных платежей. Государство действительно способно влиять на состояние национальной экономики, формировать спрос и обеспечивать предложение, перераспределять доходы, решать проблемы глобального характера, обеспечить систему социальной защиты нуждающихся групп населения.
Функции государства в сфере управления национальной экономикой сводятся к следующему:
- правовая функция – функция, обязывающая государство определять правовые основы статуса экономических субъектов, нормы их поведения, требования к осуществлению деятельности, порядку прекращения деятельности и так далее;
- воспроизводственно-технологическая функция – функция, заключающаяся в формировании условий нормального протекания процесса воспроизводства. Сюда входят условия нормального обеспечения производства необходимыми компонентами, населения – необходимыми благами, в том числе и нематериальными. Государство участвует в ускорении научно-технического прогресса, способствует внедрению национальной экономики в систему мирового хозяйства и выступает гарантом конкурентоспособности национальных предприятий на внешнем рынке;
- прогностическая функция – функция, выполняемая государством в процессе определения приоритетных направлений развития национальной экономики, основанная на изучении статической информации, характеризующей состояние национальной экономики, с целью выработки прогнозных значений, характеризующих ее развитие в будущем. В зависимости от содержания полученных прогнозов государство получает представление о необходимости тех или иных координирующих действий;
- регулирующая функция – функция, предполагающая применение различных методов воздействия на экономику с целью реализации выше перечисленных функций государства. В рамках реализации данной функции государство осуществляет формирование инфраструктуры, балансирует общественное производство, экспортно-импортные операции и так далее.
Государство располагает широким спектром методов управления национальной экономикой.
Методы управления национальной экономической подразделяются на прямые и косвенные, причем прямые методы реализуются через административное и экономическое воздействие, косвенные – только через экономическое.
Применение прямых методов государственного управления национальной экономикой основано, прежде всего, на использовании административных мер влияния на экономические процессы, представляющих собой властное воздействие государства на регулируемые экономические отношения и действия экономических субъектов.
Примерами административных мер воздействия на экономические процессы является ведение квот на производство той или иной продукции, запрет на вывоз определенной продукции за границу, запрет на торговлю определенными товарами и так далее.
Для административных методов управления национальной экономикой характерны следующие черты:
- во-первых, их базирование на авторитетности и мощи государственной власти;
- во-вторых, наличие запретительных, разрешительных и принудительных мер;
- в-третьих, наличие государственной собственности и реализации государственного управления ею.
В основу косвенного управления национальной экономикой заложены экономические методы управления, под которыми понимается система методов, использующих экономические средства и интересы для реализации функций государственного управления экономикой. Основу экономических методов управления национальной экономикой составляют институты собственности, предпринимательства и так далее.