Национализация экономики – это передача в государственную собственность различных видов имущества, которые ранее были частной собственностью.
Национализация выступает инструментом реализации государством экономической политики, которая ориентирована на обеспечение социальной и экономической безопасности государства, выход из кризисных ситуаций, обеспечение экономического роста и развития.
Преследуя положительные цели, национализация является вторжением в частную собственность и ограничением свободы деятельности. Национализация ориентируется на перераспределение имущества в общественных интересах, но нарушает конституционные права граждан. Это противоречие решается платой за национализированное имущество, причем, эта плата должна полноценно возмещать его стоимость и убытки, связанные с его утратой.
Процесс национализации с правовой точки зрения
Национализация с точки зрения российского права представляет собой совершение властного акта органами государственной власти для достижения следующих целей:
- принудительное прекращение права частной собственности на определенные имущественные комплексы, права частного участия в долях и капиталах хозяйствующих субъектов;
- передача права собственности на имущество определенного рода в руки государственной власти для решения текущих социально-экономических задач, устранение кризисных явлений и их последствий.
В теории и практике международного права присутствует право государства на национализацию имущества. Долгое время, вопросы частной и национальной собственности были дискуссионными в международном праве. Особенно острой проблемой было признание права государств на национализацию собственности иностранных юридических и физических лиц. Это обусловлено тем, что прекращение инвестиционной деятельности, вызванное изъятием собственности государством, является серьезным препятствием деятельности иностранного инвестора.
После Второй мировой войны, международное соглашение ООН признало компетентность государств в национализации частной собственности. Международный орган не может обсуждать меры по национализации иностранных инвестиций.
Международная правовая доктрина устанавливает возможность национализации иностранного имущества только в определенных случаях и с соблюдением следующих условий:
- публичные цели изъятия;
- недискриминационный характер изъятия имущества;
- обязательные компенсационные выплаты;
- проведение национализации с соблюдением норм международного права и порядком, устанавливаемым им.
Целевые ориентиры национализации
Национализация экономики ориентирована на достижение следующих целей:
- Поддержание стабильного уровня макроэкономического развития государства, с учетом стратегических ориентиров его развития и обеспечения национально-государственной безопасности страны. Это позволяет повысить рентабельность отечественного частного сектора и его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Национализация проводится в тех случаях, когда собственный капитал отечественных предприятий оказывается недостаточным для модернизации производственной сферы, обновления технического обеспечения производства.
- Устранение контроля иностранных государств над национально значимыми отраслями и сферами экономики.
- Создание условий экологической безопасности производственной сферы государства.
- Взятие под государственный контроль естественных монополий, власть над которыми частными лицами может отрицательно сказаться на ценообразовании и конкуренции.
- Устранение любых возможностей незаконного отмывания денег, перелива капиталов за границу.
- Стабилизация финансовой системы государства в кризисные периоды за счет перехода контроля за ресурсным перемещением в руки государства.
- Реализация приоритетных направлений макроэкономического развития.
Формы и методы национализации
Национализация реализуется в следующих формах:
- Формальная национализация. Она отражает формальный переход имущественных прав в руки государства. В отношениях собственности не происходит кардинальных изменений. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач осуществляется применение государством инструментов и норм частного права. По сути, собственность остается в собственности частных лиц, но передается под управление ею органам государственной власти.
- Реальная национализация. В этом случае осуществляется реальное отчуждение имущества частного сектора и его передача в руки государства. Происходит замена продукции и услуг, создаваемых частным предприятием на продукцию государства, которая создается для общественного потребления.
На сегодняшний день, мировая практика национализации предполагает ее проведение посредством применения одного из двух методов:
- Метод принудительного отчуждения имущественных прав частного сектора и их передачи государству. При это возмещение стоимости имущества может быть осуществлено, а может и не производиться, если его изъятие является процессом конфискации за те или иные правонарушения собственника.
- Метод добровольной передачи имущества в собственность государства. Здесь, решающую роль играет инициатива самих собственников.
На сегодняшний день национализация, зачастую, проводится в рамках процедуры банкротства. Это ориентировано на реструктуризацию долговых обязательств хозяйствующего субъекта. Кроме того, передача имущества в руки органов государственной власти может быть следствием погашения долговых обязательств собственника.
Особое внимание при проведении национализации имущества должно быть уделено соблюдению законодательных основ данного процесса и не ущемлению конституционных прав и свобод. Причины национализации могут содержаться в деловых интересах субъектов хозяйствования, которые неспособны стабилизировать свое финансовое положение и не могут найти инвесторов. Таким образом, государственная крыша является единственным убежищем. Также, национализация может проводится в интересах всего общества по сохранению, поддержанию и развитию национальной экономики, либо в интересах отдельных участников государственного аппарата.