Значение малого предпринимательства в экономическом развитии государства
Малый бизнес – это деятельность небольших фирм, характеризующаяся малыми масштабами и малыми объемами, охватывающая отдельные сегменты рынка.
Наличие малого бизнеса – залог процветания государства и его экономического развития. Стабильность экономики обеспечивается именно деятельностью малых фирм.
Роль малого бизнеса в экономическом развитии страны огромна. В первую очередь, это стабильность экономики и завоевание ею устойчивых позиций на мировой арене.
Кроме того, малый бизнес обеспечивает:
- конкурентные преимущества государства на мировой арене;
- гибко реагирует на изменения спроса и обеспечивает удовлетворение быстро меняющихся потребительских потребностей;
- предоставление рабочих мест, что повышает занятость населения;
- обеспечения производства высококачественной продукции для внутреннего потребления и экспорта;
- развитие хозяйственной деятельности во всех регионах страны, что позволяет минимизировать дифференциацию уровня жизни и доходов;
- диверсификация предложения товаров, работ, услуг, обеспечивающая рост спроса на нее и достижение экономического роста государства в целом;
- обеспечение экономической безопасности государства, за счет поднятия уровня жизни населения, обеспечения положительной динамики социально-экономического развития государства;
- смягчение макроэкономических колебаний. малый бизнес реализуется в областях с высоким уровнем неудовлетворенного спроса, обеспечивая его удовлетворение и балансирую этих факторов;
- пополнение бюджетов за счет налоговых платежей;
- рост эффективности использования ресурсов. малые предприятия имеют их ограниченное количество, потому, прибегают к методам их рационального использования.
Тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России
Формирование предпринимательской деятельности в РФ начинается после распада СССР и перехода на рыночную систему хозяйствования. Малый бизнес начал зарождаться еще до начала перестройки – в 80-е годы XX столетия.
На сегодняшний день, малое предпринимательство находится в стадии развития. Число малых фирм ежегодно растет. Однако, их общая доля в структуре ВВП не превышает 20 %. Тогда как, в развитых странах этот показатель достигает 50 %.
Следует, также, отметить, что позиции малого предпринимательства в России не характеризуются прочностью. Это связано с недостаточностью мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Конечно, в настоящее время проводится разработка программ поддержки малого предпринимательства, совершенствуется законодательная база деятельности малых предприятий. Но, тем не менее, достичь высокого уровня роста и развития малого предпринимательства, пока, не удается.
По оценке экспертов, роль малого бизнеса в экономическом развитии государства велика. Его вклад в ВВП страны огромен. Потому, требуется принятие рациональных решений, разработка мер поддержки малого предпринимательства и решения актуальных проблем его развития и функционирования в рамках национального хозяйства.
Наиболее актуальными проблемами развития и функционирования малого бизнеса в России являются:
- слабый уровень развития инновационной инфраструктуры;
- высокие процентные ставки по кредитам. начальный капитал, как правило отсутствует у предпринимателей или имеется в недостаточном размере;
- высокий уровень налоговой нагрузки предпринимательской деятельности;
- закрытость иностранных рынков;
- высокий уровень бюрократии, усложняющий деятельность предпринимателя;
- разработка программ поддержки малого бизнеса без ориентации на их доведение до логического завершения. большинство государственных инициатив в данной сфере не реализуются;
- высокий темпы инфляционного роста;
- проблема «теневого сектора экономики».
Структура и особенности развития малого предпринимательства в Германии
Малый бизнес в Германии является важной отраслью экономики и имеет серьезную государственную поддержку. Объем малого бизнеса в структуре ВВП достигает 60 %.
История становления малого предпринимательства в данном государстве уходит в далекие докапиталистические времена. Тогда, в стране были сформированы торгово-промышленные палаты, объединяющие представителей малого бизнеса и, обеспечивающие их сотрудничество в сфере производства и торговли. Эти палаты существуют и по сей день. Они имеют вид органов государственного экономического регулирования и контроля и обязывают каждого субъекта малого бизнеса вступать в них, чтобы участвовать в голосовании о принятии новых законодательных основ деятельности в сфере малого предпринимательства. Все палаты объединяются в Ассоциацию, которая взаимодействуют с государствами ЕС.
В Германии разработана качественная система поддержки малого предпринимательства. Она включает в себя следующие направления деятельности:
- Предоставление кредитов на открытие малого бизнеса. Они даются в сфере жилищного строительства, научных разработок, в сфере модернизации производственных условий, в сфере разработки экологических проектов.
- Использование бизнес-инкубаторов. Они ориентированы на обеспечение устойчивости малого бизнеса в период его становления. Они помогают покрывать финансовые затраты и окупать вложения.
- Существование кредитного совета, занимающегося реализацией государственных программ и контролем их полноценного исполнения.
Что касается проблем, то малый бизнес Германии сталкивается с высоким уровнем налоговой нагрузки. Вообще система налогообложения в стране достаточно сложно устроена. На малый бизнес облагается высокими налогами, достигающими 40-50% от выручки. Кроме того, предоставляя рабочие места, малые предприниматели сталкиваются с необходимостью давать им социальные гарантии, тратить средства на их социальное обеспечение. Получение займов на открытие бизнеса, также, сопряжено с прохождением ряда трудоемких этапов.