Принцип ограниченности ресурсов
Главной задачей экономики является использование экономических ресурсов (земли, труда, капитала, знаний) с целью получения экономических продуктов (продукции, товаров, работ, услуг).
Чтобы удовлетворить их многочисленные потребности, нужды и интересы в экономическом продукте нуждаются:
- человек,
- семья,
- социальные группы,
- народ,
- общество,
- государство,
При этом большинство потребностей в целом не насыщаемы, не ограничены и непрерывно растут в качественном и количественном в отношении. Особенно это относится к индивидуальным желаниям в части денег и богатства, не имеющие выраженного предела. Это характеризует и стремления к приобретению тех ценностей, которых они просто не умеют. Коллективные общественные, государственные потребности во многом почти беспредельны с той точки зрения, что сложно обозначить четкий конкретный предел, уровень их удовлетворения.
Закон Эйнгеля
Виды и количество приобретаемых покупателями товаров и услуг значительно зависит от уровня денежных доходов потребителей. Эрнест Эйнгель выявил естественную закономерность: при увеличении доходов потребителей происходит смещение структуры потребления в сторону более дорогих товаров. Вместе с тем доля доходов, расходуемая на покупку товаров и услуг первой необходимости, сокращается, тогда как доля доходов, приходящаяся на предметы роскоши, увеличивается.
Сокращение доли расходов на повседневные товары части населения с высокими доходами, не означает, что данная категория граждан снижает потребление простых товаров.
Вместе с тем при смещении потребления обеспеченных людей в сторону ценных и дорогих товаров происходит замещение более дешевых товаров из зоны потребления.
Закон возвышения потребностей
Нужда людей, принявшая форму определенной необходимости в конкретных товарах, благах, услугах, называется потребностью.
Современный человек имеет крайне разнообразные потребности, которые связаны не только с индивидуальными нуждами, но и потребностями семьи, социальных групп, коллектива, народа, населения, государства. Так, каждые десять лет число видов потребительских благ растет почти в два раза с одновременным увеличением объема их потребления. Следовательно, рост потребностей проявляется и количественном, и качественном отношении. В этом и проявляется закон возвышения потребностей.
Термин «возвышение» описывает не только количественное возрастание потребления, но и изменение структуры и числа потребностей, разнообразия, смещение их приоритетности, появление взаимозаменяемости, совершенствование на качественном уровне. Почти всегда причиной изменения потребностей становятся объективные перемены условий жизни и окружающей среды. Увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости, духовное совершенствование, самовыражение личностей, личная и общественная безопасность также служат объективными факторами расширения потребностей.
Таким образом, процесс возвышения потребностей является закономерностью для человеческой цивилизации.
Закон предложения
Посредством предложения описывается желание и возможности продавца предлагать свой товар на рынке по определенной цене. Данное утверждение описывает качественную сторону предложения. Количественную сторону предложения характеризует его величина и объем, представляющие собой то количество товара, которое продавец может, хочет и способен согласно наличию или производственным возможностям предлагать к продаже на рынке по определенной цене в течение некоторого времени.
Закон предложения формулируется следующим образом: при прочих неизменных уровень предложения растет при увеличении цены товара.
Аналогично спросу различают величину предложения, характеризующую колебания объема предложения в зависимости от цен, а также предложение, характеризуемое в целом и положением формой кривой предложения.
Закон предложения не является универсальным по следующим причинам:
- он описывает зависимость предложения только от цен при существовании прочих неизменных факторов;
- в полную силу он действует только в высококонкурентной экономике.