Функции государства в макроэкономике
Все экономические системы, существующие в реальном мире, имеют смешанный вид. В таких системах рынок и государство разделяют между собой ответственность за реализацию пяти функций, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Общие функции рынка и государства в макроэкономике. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Перечисленные экономические функции позволяют укреплять и упрощать работу рыночной системы, модифицировать чистый капитализм для достижения социальных и экономических целей общества.
В макроэкономическом регулировании к функциям государства относятся:
- Разработка и утверждение правовых основ экономики;
- Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. выделение из множества макроэкономических целей тех, которых представляют особую важность на данном этапе развития экономики;
- Обеспечение нормальных условий для работы механизма ранка, в том числе осуществление антимонопольной политики;
- Осуществление регулирования экономической деятельности для достижения поставленной цели, основываясь на определенной экономической политике;
- Дополнение рыночного механизма в тех областях экономической деятельности, которые недостаточно эффективны;
- Решение проблем социальной защиты населения, обеспечение его социально-экономических прав и более справедливого распределения доходов между членами общества.
В командной экономике наблюдается планирование тотального директивного типа, натуральное распределение ресурсов производства и готовой продукции, административный контроль цен.
В такой системе роль рынка второстепенна, поскольку главный ориентир деятельности предприятия – это пятилетний план. Таким образом, государство осуществляет жесткий контроль над предприятием, лишая его тем самым хозяйственной самостоятельности.
В рыночной системе всю информацию о направлении хозяйственной деятельности производители получают посредством жизнеспособной системы цен на ресурсы, товары и услуги. Рынком регулируется деятельность предпринимателей, а государством – функционирование рынка. таким образом, вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, а также рынка в целом, является минимальным, за исключением нежелательных явлений, например, кризисов, стихийных бедствий, массовой безработицы и т.д.
Государство является таким же участником хозяйственной деятельности, как и фирмы или домохозяйства, однако, последствия его действий несравнимы с их воздействием. Как правило, государственная деятельность сконцентрирована за пределами рыночного сектора и имеет свои особенности. Для эффективного воздействия государство должно иметь в своем распоряжении необходимые средства, получаемые в виде налогов, и использовать их для осуществления целей.
Модели государственного регулирования экономики
Вмешательство государства в экономическую жизнь не является спонтанным, а основано на нескольких моделях. Как правило, выделяются следующие модели государственного регулирования:
- Классическая;
- Кейнсианская;
- Институционально-социальная.
Согласно классической модели вмешательство государства в хозяйственную жизнь сведено к минимуму и основывается на концепции А. Смита: мягкое воздействие на законы «естественной рыночной игры» субъектов хозяйствования, вытекающих из закона спроса и предложения. При этом реакция государства на отклонение от данных правил должна быть жесткой, т.е. с использованием права, суда, армии, полиции и других силовых структур.
В кейнсианской модели предполагается активное и максимально допустимое государственное вмешательство в экономическую жизнь для минимизации колебаний циклического характера, которые приводят к потерям ресурсов, продуктов всех рыночных участников.
В институционально-социальной модели предполагается реализация трех государственных функций: силовой, экономической, социальной. Реализация данных функций должна обеспечивать минимальные отрицательные и максимальные положительные внешние эффекты в хозяйственной деятельности.
Чтобы не допустить наступления больших и трудноразрешимых социально-экономических конфликтов, государство должно постоянно учитывать цели своей регулирующей политики:
- Повышение производительности за счет содействия НТП и рационализации производства, обеспечение максимально эффективного использования всех факторов производства;
- Пропорциональное развитие всех производственных отраслей;
- Обеспечение должного уровня благосостояния общества;
- Стабилизация рынков и гарантированные поставки на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции.
На сегодняшний день государство использует следующие инструменты воздействия:
- Законодательство;
- Кредитно-денежная политика (доступность денежных средств и кредитов, соответствующие процентные ставки);
- Фискальные методы воздействия (трансферы, налоги, государственные расходы);
- Внешнеэкономические регуляторы (пошлины, квоты, экспортные и импортные тарифы).
Роль государства в решении проблем макроэкономического характера
В современной экономике существуют проблемы, которые невозможно решить только с помощью рыночного механизма, поэтому требуется воздействие со стороны государства. Таковыми являются:
- Обеспечение экономики необходимым количеством денег. Главная роль в данном случае отводится центральным банкам и государственной денежной политике, согласно которой государство организует и регулирует денежную наличность;
- Обеспечение населения чистыми благами, такими как: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система, образование и т.д.;
- Контроль над социальными затратами, закрытие вредных для окружающей среды предприятий, защита экономического порядка.