Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Спрос в макроэкономике

Сущность макроэкономики

Развитие человечества тесно связано со становлением хозяйственных отношений. еще в ревности люди объединялись для совместного ведения хозяйства. Затем возник обмен, появился его единый эквивалент, начала развиваться международная торговля. Ученые разных времен пытались описывать события каждодневной жизни человека. Постепенно складывались школы, которые рассматривали теоретическую часть практической жизни общества. Однако, они занимались только теми вопросами, которые беспокоили господствующий класс. Лишь к концу девятнадцатого века окончательно оформилось научное направление в экономике основанное только на фактах, которое не зависело от текущих политических доктрин.

Экономическая теория является наукой об экономике. Ее цель – обеспечить потребности общества в условиях ограниченности ресурсов. Она имеет два направления:

  • Микроэкономику, в чьи интересы входит изучение систем, образованных отдельными субъектами, а также процессов и явлений в хозяйственной жизни.
  • Макроэкономику, изучающую крупные экономические структуры мирового, национального или международного уровня. Она оперирует совокупными величинами.
Замечание 1

Можно сказать, что макроэкономика занимается исследованием национальной экономики. В сферу ее интересов входят факторы и условия ее развития, решение масштабных экономических проблем, а также оценка результатов хозяйственной деятельности.

Важнейшими задачами макроэкономики можно назвать поиск путей поддержания стабильного экономического состояния, а также обеспечение условий для экономического развития. В макроэкономике государство рассматривается в качестве активного участника экономических отношений. При этом оно может оказывать воздействие на ход хозяйственной жизни страны. Макроэкономические данные позволяют планировать хозяйственную политику государства.

«Спрос в макроэкономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Понятие спроса

Микроэкономическое направление в науке изучает структуру отдельных явлений в хозяйственной жизни. Современные национальные экономические системы строятся на принципах рыночного механизма, где определяющими величинами являются предложение и спрос.

Под спросом понимается весь объем продукции, который готовы приобрести покупатели на текущий момент времени по установленной цене. Для рыночных отношений существует закон, определяющий объем спроса в зависимости от установленной цены на продукцию. В общем виде эта зависимость выглядит следующим образом:

  • Чем ниже рыночная цена товара или услуги, тем выше спрос.
  • Чем выше рыночная цена на товар или услугу, тем ниже спрос.

Этот закон объясняется эффектом дохода. То есть, покупатель, приобретая товар по сниженной цене, чувствует, что он имеет излишек денежных средств, а значит, может позволить себе больше. При снижении цены возникает эффект замещения, когда потребитель стремится заменить привычные ему блага теми, цены на которые были снижены.

Спрос характеризуется двумя важными параметрами – желанием и возможностью совершить покупку. Если один из параметров отсутствует, то можно сказать, что спроса не существует. Для закона спроса существуют некоторые исключения. Например, спрос может увеличиваться даже при повышении цен, то есть в силу психологического ожидания роста цен. Если товар сам по себе ценен или является средством накопления, спрос так же может расти вне зависимости от изменения цен. В случае появления технологически продвинутой продукции, не имеющей аналогов, при этом заменяющей устаревшие технологии, спрос так же может возрасти.

Величина спроса зависит от колебания цен. Она определяется тем объемом товара, который готовы приобретать покупатели по установленной цене. Однако, в рыночной экономике, особенно в условиях несовершенной конкуренции, цена является далеко не единственным фактором, воздействующим на объем спроса. К неценовым факторам относят:

  • изменение доходов населения;
  • демографические колебания;
  • колебания цен на аналогичные блага или товары-субституты;
  • психологические изменения в сознании покупателей.

На современном этапе экономического развития спрос является определяющей категорией. Ориентируясь на потребности общества, производство создает необходимые блага, а также вкладывается в научно-технический прогресс для сохранения конкурентоспособности в длительном периоде.

Спрос в макроэкономике

В макроэкономике все показатели являются совокупными. Они формируются с помощью метода агрегирования. То есть, все производители объединяются в большую группу и создают совокупное предложение. Все домашние хозяйства, предприниматели, государство могут участвовать в спросе на продукцию или услуги и составлять совокупный спрос.

Определение 1

Под совокупным спросом понимается тот объем продукции, который готов приобрести совокупный покупатель (государство, потребители и производители) по текущей рыночной цене.

Как и в микроэкономике, основным фактором, влияющим на объем совокупного спроса является цена. Сам спрос рассматривается в качестве совокупности потребительского, инвестиционного, государственного спроса и чистого экспорта. Рост цен по-разному влияет на составляющие совокупного спроса. Домашние хозяйства начнут снижать свою покупательскую активность, то есть приобретут меньший объем продукции, чем при более низких ценах. Ставки процента при увеличении цен растут, что делает затруднительным пользование кредитными средствами. Значит, инвестиционная деятельность так же снижается. Госзакупки снизятся, так как государственный бюджет будет испытывать нехватку средств из-за снижения объемов производства по причине недостаточности спроса. Высокие цены на продукцию внутри страны способствуют проникновению импортных товаров. Это скажется на объемах экспорта. Таким образом, повышение цен охватывает все элементы совокупного спроса и приводит к снижению деловой активности в национальной экономике.

Замечание 2

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос, делят на две большие группы – потребительские и инвестиционные расходы. Первые зависят от благосостояния покупателей, их психологических ожиданий, задолженностей и налогового бремени. Инвестиционные расходы, как правило, связаны с колебанием процентных ставок, ожиданиями доходов от вложений. Так же они зависят от внедрения новых технологий, изменений в фискальной политике, производственных диспропорций.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot