Классификация рыночных структур по степени развитию конкуренции
Конкуренция — это противостояние экономических субъектов, связанное с необходимостью обретения большего числа покупателей, борьбой за рынки сбыта и их отдельные сегменты, завоеванием лидирующих позиций с целью максимизации прибыли.
Именно конкуренция является основой деления рынков на различные виды. Она стимулирует формирование рыночных структур различного типа. Каждая рыночная структура отличается степенью развития конкурентных отношений в рамках рынка.
Рыночные структуры отличаются друг от друга количеством фирм, типом производимого продукта, возможностью контролировать цену, наличием (отсутствием) барьеров для входа на рынок и выхода с рынка, параметрами неценовой конкурентной борьбы. Чем ниже способность отдельных хозяйствующих субъектов оказывать воздействие на рынок и ценообразование, тем более конкурентным он является.
В зависимости от уровня развития конкуренции все рыночные структуры делятся на четыре основных типа:
- Совершенная конкуренция.
- Монополистическая конкуренция.
- Чистая монополия.
- Олигополия.
Рисунок 1. Рыночные структуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совершенная конкуренция является идеальной моделью рынка. Она встречается в реальной практике, крайне редко. Как правило, рынок не обладает свойствами совершенной конкуренции, а имеет еще и ряд черт несовершенной конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции происходит свободное ценообразование в силу наличия большого количество фирм, являются небольшими и, реализующими предложение однородной продукции. Доля каждой фирмы в рыночной деятельности мала. Ни одна фирма не может оказать должного воздействия на рынок, что не позволяет ей устанавливать собственную цену на продукцию. Цена формируется под воздействием спроса и предложения.
В настоящее время, рынками совершенной конкуренции являются сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи и международный валютный рынок (Форекс). На них реализуются однородные товары большим количеством продавцов. Однако, даже эти рынки трудно назвать абсолютно конкурентными.
В рамках рынка монополистической конкуренции осуществляется реализации дифференцированной продукции большим количеством продавцов. Каждый продавец обладает возможностями наделения своей продукции исключительными свойствами в целях получения конкурентных преимуществ. Барьеры проникновения на данный рынок практические отсутствует, а спрос характеризуется высокой эластичностью.
Как правило, в рамках рынка монополистической конкуренции реализуется неценовое конкурентное противостояние.
Чистая монополия является типом рынка, в рамках которого функционирует один единственный продавец, являющийся монополистом в определенной сфере деятельности. Вхождение новых участников на данный рынок является невозможным.
Чистая монополия предполагает полное отсутствие конкуренции на рынке. Монополист сам решает какой объем продукции, с какими свойствами ему производить и по какой цене реализовывать. Как правило, чистая монопольная власть характерна для предприятий коммунального хозяйства, транспортных ж/д перевозок, добычи сырьевых и энергетических ресурсов.
В рамках олигополии реализуется товар разного типа: как однородный, так и дифференцированный. Имеется пара крупных компаний, реализующих деятельность на данном рынке.
Особенность олигополии состоит в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Реагирование может происходить по двум направлениям:
- Следование за изменением цен другими участниками рынка. При этом происходит принятие олигополистом изменившейся цены на продукцию и ее изменение в той же пропорции.
- Игнорирование изменения цен другими участниками рынка. При этом олигополист не придерживается той же концепции ценовой политики, что и иная фирма или фирмы, а продолжает сохранять прежний уровень цен или меняет его в других пропорциях.
В рамках олигополии имеются высокие барьеры вхождения в рынок и противостояние крупных компаний опирается на методы неценовой конкуренции.
Роль конкуренции в развитии рынка
Конкуренция играет ведущую роль в развитии экономики и социальной жизнедеятельности. Она выступает стимулом деятельности самостоятельных единиц. Посредством конкуренции осуществляется контроль товаропроизводителями деятельности друг друга. Конкуренция обуславливает снижение цен на рынке, повышение качества продукции, изменение характеристик товаров и услуг, наделение их новыми свойствами, расширение ассортимента продукции и услуг, технологическое развитие и новаторство деятельности.
Конкурентное противостояние лежит в основе достижения рыночного равновесия. Однако, зачастую, конкуренция приводит к развитию противоречий в социально-экономической сфере, вызывает дифференциацию экономических интересов в обществе. Это приводит к нарушению равновесия и неспособности рынка самостоятельного возвращения в равновесное состояние. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. потому, она требует государственного регулирования и регламентации деятельности рыночных структур различного типа.
Таким образом, роль конкуренции в рыночной деятельности можно отразить ее положительным и отрицательным воздействием на экономику.
Положительное воздействие конкуренции сводится к следующим аспектам:
- развитие научно-технического прогресса и обеспечение рационального ресурсного потребления;
- чуткое реагирование на изменение спроса, ведущее к удешевлению издержек производства, что тормозит рост цен;
- стабилизация и выравнивание нормы прибыли на капитал и уровня заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
Отрицательными воздействиями конкуренции на рынок являются:
- нестабильность предпринимательской деятельности и предпринимательской активности;
- развитие механизма безработицы, рост инфляции, банкротства предпринимателей;
- дифференциация и нерациональное, несправедливое распределение доходов;
- стимулирование перепроизводства.