Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкурентная структура рынка

Классификация рыночных структур по степени развитию конкуренции

Замечание 1

Конкуренция — это противостояние экономических субъектов, связанное с необходимостью обретения большего числа покупателей, борьбой за рынки сбыта и их отдельные сегменты, завоеванием лидирующих позиций с целью максимизации прибыли.

Именно конкуренция является основой деления рынков на различные виды. Она стимулирует формирование рыночных структур различного типа. Каждая рыночная структура отличается степенью развития конкурентных отношений в рамках рынка.

Рыночные структуры отличаются друг от друга количеством фирм, типом производимого продукта, возможностью контролировать цену, наличием (отсутствием) барьеров для входа на рынок и выхода с рынка, параметрами неценовой конкурентной борьбы. Чем ниже способность отдельных хозяйствующих субъектов оказывать воздействие на рынок и ценообразование, тем более конкурентным он является.

В зависимости от уровня развития конкуренции все рыночные структуры делятся на четыре основных типа:

  1. Совершенная конкуренция.
  2. Монополистическая конкуренция.
  3. Чистая монополия.
  4. Олигополия.

Рыночные структуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Рыночные структуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Совершенная конкуренция является идеальной моделью рынка. Она встречается в реальной практике, крайне редко. Как правило, рынок не обладает свойствами совершенной конкуренции, а имеет еще и ряд черт несовершенной конкуренции.

На рынке совершенной конкуренции происходит свободное ценообразование в силу наличия большого количество фирм, являются небольшими и, реализующими предложение однородной продукции. Доля каждой фирмы в рыночной деятельности мала. Ни одна фирма не может оказать должного воздействия на рынок, что не позволяет ей устанавливать собственную цену на продукцию. Цена формируется под воздействием спроса и предложения.

«Конкурентная структура рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время, рынками совершенной конкуренции являются сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи и международный валютный рынок (Форекс). На них реализуются однородные товары большим количеством продавцов. Однако, даже эти рынки трудно назвать абсолютно конкурентными.

В рамках рынка монополистической конкуренции осуществляется реализации дифференцированной продукции большим количеством продавцов. Каждый продавец обладает возможностями наделения своей продукции исключительными свойствами в целях получения конкурентных преимуществ. Барьеры проникновения на данный рынок практические отсутствует, а спрос характеризуется высокой эластичностью.

Как правило, в рамках рынка монополистической конкуренции реализуется неценовое конкурентное противостояние.

Чистая монополия является типом рынка, в рамках которого функционирует один единственный продавец, являющийся монополистом в определенной сфере деятельности. Вхождение новых участников на данный рынок является невозможным.

Чистая монополия предполагает полное отсутствие конкуренции на рынке. Монополист сам решает какой объем продукции, с какими свойствами ему производить и по какой цене реализовывать. Как правило, чистая монопольная власть характерна для предприятий коммунального хозяйства, транспортных ж/д перевозок, добычи сырьевых и энергетических ресурсов.

В рамках олигополии реализуется товар разного типа: как однородный, так и дифференцированный. Имеется пара крупных компаний, реализующих деятельность на данном рынке.

Особенность олигополии состоит в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Реагирование может происходить по двум направлениям:

  1. Следование за изменением цен другими участниками рынка. При этом происходит принятие олигополистом изменившейся цены на продукцию и ее изменение в той же пропорции.
  2. Игнорирование изменения цен другими участниками рынка. При этом олигополист не придерживается той же концепции ценовой политики, что и иная фирма или фирмы, а продолжает сохранять прежний уровень цен или меняет его в других пропорциях.

В рамках олигополии имеются высокие барьеры вхождения в рынок и противостояние крупных компаний опирается на методы неценовой конкуренции.

Роль конкуренции в развитии рынка

Конкуренция играет ведущую роль в развитии экономики и социальной жизнедеятельности. Она выступает стимулом деятельности самостоятельных единиц. Посредством конкуренции осуществляется контроль товаропроизводителями деятельности друг друга. Конкуренция обуславливает снижение цен на рынке, повышение качества продукции, изменение характеристик товаров и услуг, наделение их новыми свойствами, расширение ассортимента продукции и услуг, технологическое развитие и новаторство деятельности.

Конкурентное противостояние лежит в основе достижения рыночного равновесия. Однако, зачастую, конкуренция приводит к развитию противоречий в социально-экономической сфере, вызывает дифференциацию экономических интересов в обществе. Это приводит к нарушению равновесия и неспособности рынка самостоятельного возвращения в равновесное состояние. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. потому, она требует государственного регулирования и регламентации деятельности рыночных структур различного типа.

Таким образом, роль конкуренции в рыночной деятельности можно отразить ее положительным и отрицательным воздействием на экономику.

Положительное воздействие конкуренции сводится к следующим аспектам:

  • развитие научно-технического прогресса и обеспечение рационального ресурсного потребления;
  • чуткое реагирование на изменение спроса, ведущее к удешевлению издержек производства, что тормозит рост цен;
  • стабилизация и выравнивание нормы прибыли на капитал и уровня заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

Отрицательными воздействиями конкуренции на рынок являются:

  • нестабильность предпринимательской деятельности и предпринимательской активности;
  • развитие механизма безработицы, рост инфляции, банкротства предпринимателей;
  • дифференциация и нерациональное, несправедливое распределение доходов;
  • стимулирование перепроизводства.
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot