Основные направления экономических исследований Ф. Махлупа
Фриц Махлуп - австрийский и американский экономист, занимавшийся исследованиями в сфере методологии экономики и педагогических направлений экономического учения.
Фриц Махлуп был имел педагогические задатки, что предопределило ориентацию его трудов на обучение будущих экономистов. Он раскрывал концептуальные основы экономики. По сути, им не было выдвинуто кардинально новых идей, но многие экономические учения были рассмотрены с иной стороны – открыт новый взгляд на экономическую теорию.
Махлуп занимался исследованием фирмы, как основной микроэкономической единицы. В 1943 году им был опубликован труд «Международная торговля и мультипликатор национального дохода», который стал подтверждением кейнсианской теории, затрагивающей вопросы роли колебаний дохода в уравновешивании баланса платежей. Его дальнейшие исследования касались ортодоксальных разработок в отношении максимизации прибыли фирмы. Автор отмечал, что ортодоксальная теория предназначена для описания поведения не какой-то конкретной фирмы, а типичной фирмы, и даже в последнем случае не для толкования всех ее действий, а только для объяснения ее реакции на определенные изменения спроса, цен на вводимые ресурсы, налогообложения и т.п. Иными словами, это абстрактное описание поведения фирмы.
Основными направлениями экономических исследований Махлупа являлись:
- Экономическая теория патентной системы.
- Исследование вопросов экономики, экономической теории с философской точки зрения.
- Теория валютного курса.
Особое внимание в исследованиях Фрица было уделено теории экономического влияния знания. Он был первым, кто попытался измерить важность этого сектора на уровне функционирования отдельного хозяйствующего субъекта. Он составил классификацию знаний, владение которыми отдельной фирмой приводит к росту эффективности ее деятельности:
- практические знания. Они включают в себя профессиональные ориентиры деятельности, профессиональные интересы, центральные и инструментальные знания предпринимателей;
- интеллектуальные знания. Они являются отражением уровня интеллектуального развития конкретного хозяйствующего субъекта;
- знания светской беседы и хобби. Они отражают уровень развития неинтеллектуального любопытства предпринимателя, которое выступает основой эмоциональной стимуляции;
- духовные знания, которые связываются с вероисповеданием, религиозными убеждениями;
- нежелательные знания, которые формируются вне интересов предпринимателя, имеют случайный характер развития и сохраняются без приложения усилий для этого.
Любой тип знаний оказывает воздействие на экономическую политику хозяйствующего субъекта и на потребительский выбор. Важное значение имеет использование знаний в комплексе при принятии экономических решений.
Каждый тип знания влияет на каждого субъекта, в зависимости от того, в каком направлении он планирует использование этого знания. Какие-то знания могут быть поставлены в приоритет в силу их значимости в разных направлениях и сферах жизнедеятельности. Однако для экономиста, анализирующего действия людей в обществе, между этими знаниями нет иерархии. Люди накапливают знания в различных категориях. Они используют их в соответствии с их представлением об адекватности этих знаний действиям, которые они должны предпринять, совершить в тех или иных ситуациях, в те или иные временные периоды.
Таким образом, знания рассматривались Махлупом в качестве товара, обуславливая необходимость их производства и распространения.
В своих исследованиях, Фриц проводит рассмотрение фирмы с трех основных позиций:
- маржиналистский подход;
- бихевиористкий подход;
- управленческий подход.
Рассматривая фирму в опоре на управленческий подход, Махлуп исследует взаимоотношения экономических агентов и конфликты их интересов. Бихевиоризм он критикует и не считает актуальным направлением теоретического обоснования деятельности фирмы. Маржиналистский подход он поддерживает и смешивает с управленческим. Таким образом, он рассматривает фирму в опоре на комплексные аспекты ее исследования с управленческой и маржиналистской точки зрения.
Маржиналистский подход к пониманию фирмы
Анализ фирмы, как субъекта экономики на микроуровне активно проводился учеными XX века.
Одним из направлений исследований стал маржинализм.
Маржинализм – это научная концепция экономики, базирующаяся на признании принципа снижающейся предельной полезности в теории стоимости.
Маржинализм стал составным компонентом управленческой теории стоимости и получил название «управленческий маржинализм». Его основоположником был Ф. Махлуп. Данная теория трактовала фирму с позиций институционализма, что предполагает ее рассмотрение в качестве объединения собственников факторов производства на основании договорных отношений. Таким образом, фирма представляет собой систему связей и взаимодействий агентов экономической деятельности, на основании сопоставления их интересов и ориентации деятельности на их удовлетворение.
Управленческий маржинализм Махлупа соединяет ориентацию коммерческой деятельности фирмы на максимизацию прибыли с другими управленческими целями фирмы. Эти цели заключаются в следующем:
- ориентация управленцев фирмы на собственный доход, получении иных выгод, нежели прибыльности деятельности и доходах собственников фирмы;
- противостояние менеджеров в целях получения власти, завоевания определенного статуса, что не ориентирует их деятельность на максимизацию прибыли;
- профессионализм, демонстрация мастерства могут быть в конфликте со стремлением достижения только наибольшей прибыли.
Фриц Махлуп рассматривает невозможность смешивания фирм как теоретического конструкта и как эмпирической реальности. Иными словами, эвристическая фикция фирмы рассматривается нереальной и неверной. Автор, рассматривает фирму, ее трактовку в неоклассической теории и утверждает, что реальность существования фирмы для данной теории не имеет значения.