Концепция мультипликатора инвестиций
Инвестиционный мультипликатор – это коэффициент, отражающий соотношение между приростом дохода и увеличением объема инвестиционных вложений, за счет которого и происходит прирост.
Наращивание инвестиций, проводящее к росту национального дохода, является значимым и целесообразным экономическим эффектом. Этот эффект имеет особый механизм реализации, который был открыт экономистом Дж. Кейнсом, разработавшему концепцию мультипликатора.
Теоретическая суть эффекта мультипликатора состоит в следующих явлениях:
- Уровень процентных ставок устанавливается, исходя из соотношения спроса и предложения на накопления(сбережения). Сбережения делаются только тогда, когда удовлетворены все потребности граждан и имеются свободные денежные средства. Сбережения в денежной форме, накапливаемые на банковских депозитах, были названы Кейнсом предпочтением ликвидности. Оно заключается в том, что граждане стремятся сохранить сбережения в денежной форме и кладут его на банковские депозиты под проценты. Также, деньги могут быть предоставлены в долг под проценты. Процент, в этом случае, является ценой, которую платят за отказ от ликвидности.
- Ликвидность выступает психологическим феноменом в концепции мультипликатора. Стремление граждан сохранять средства в ликвидной форме обусловлено неустойчивой рыночной конъюнктурой.
- При нестабильной рыночной конъюнктуре происходит рост процентных ставок и отдачу предпочтения ликвидности денежных средств. Стабилизация денежного рынка вызывает обратные процессы.
- Высокие процентные ставки сдерживают рост инвестиционных вложений.
Концепция мультипликатора опирается на два основных положения:
- Совокупный доход превышает спрос и превышает потребление.
- Норма прибыли и спрос на инвестиции зависят от нормы процента.
Достичь инвестиционного развития страны, можно, посредством воздействия на потребление, склонности к нему, норму процента и предельную эффективность капитала, что в итоге позволяет воздействовать нас национальный доход. Для этого, Кейнсом был разработан мультипликатор, отражающий связь между приростом инвестиций и приростом доходов. Его действие позволяет усилить влияние инвестиционного спроса на рост доходов.
Рост инвестиционного спроса стимулирует экономическое развитие. Это происходит потому, что он приводит к увеличению доходов, что стимулирует потребление. Его рост приводит к росту выпуска продукцию, расширению производства, что стимулирует и развитие «третичного» экономического сектора.
Таким образом, возникает эффект мультипликации: рост потребительского спроса одной сферы стимулирует рост производства этой отрасли, который ведет к расширению производств, связанных с ней отраслей, что, в свою очередь, стимулирует рост спроса в данной отрасли, рост доходов сотрудников и рост их спроса на продукцию иных отраслей, что стимулирует расширение и их производства.
Эффект мультипликации зависит от предельной склонности к потреблению. Чем она больше, тем выше коэффициент мультипликации т.е. тем лучше реализуется эффект мультипликации.
В основе расчета мультипликатора Кейнса (КМ) лежит положение о том, что доход равен сумме потребления и сумме сбережений. Он рассчитывается по формуле:
KM = 1/MPS,
где MPS – это предельная склонность к сбережениям.
Также,
KM = MPC,
где MPC – это предельная склонность к потреблению.
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффект мультипликатора зависит от направлений вложения средств. Он может быть как положительным, так и отрицательным. В основном, коэффициент мультипликации находится в промежутке между значениями 2,5 и 3.
Практическое действие инвестиционной мультипликации
Рассмотренная концепция мультипликатора свидетельствует о том, что движущая сила мультипликативного действия формируется на микроэкономическом уровне – на отдельном предприятия. Дальнейшее развитие эффекта (при его положительном значении) приведет к экономическому росту на макро и мезо уровнях.
Проявление мультипликативного эффекта на микроуровне отражается следующей формулой:
Рисунок 2. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
где ΔИ – объем инвестиций, ΔQ – прирост объема выпуска.
Поскольку, объемы выпуска увеличиваются, это приводит к росту выручки. Тогда, прирост объема инвестиций оказывается во взаимосвязи с количеством и периодом оборотов вложенного капитала. Скорость же этого оборота оказывает влияние на значение мультипликатора инвестиций. Чем больше оборотов проходит вложенный капитал, тем больший мультипликативный эффект наблюдается т.е. происходит рост мультипликатора инвестиций. Также, когда увеличивается период действия инвестиционного проекта, в который были вложены средства (где наблюдается прирост капитала), также, происходит рост мультипликатора, обуславливающий увеличение мультипликативного эффекта.
Это происходит за счет эффекта масштаба воздействия инноваций. Этот эффект связан с позитивными сдвигами в потенциале рабочей силы, изменениями качества капитала. От данных факторов зависит и экономическая отдача деятельности. новые инвестиционные вливания являются основой стимулирования роста производительности труда, позволяя применять более совершенные технологии, экономить ресурсы, сократить временные производственные затраты, снизить трудоемкость деятельности и повысить продуктивность маркетинговых исследований.
Расширяя производство, организация и ее сотрудники получают дополнительные доходы, которые они могут, также, инвестировать в дальнейшее развитие производства. Вложение средств стимулирует развитие нового цикла экономической активности. Обороты производства и реализации увеличатся еще больше, приносят еще большие доходы.
Таким образом, первичные инвестиционные вложения в производственную сферу являются своеобразным детонатором реакции умножения валового продукта: сначала отдельной организации, предприятия, потом отрасли и потом валового внутреннего продукта.