Инвестиции - это вложение средств, капитала для получения прибыли.
Инвестиции бывают разного рода и разной направленности. Они могут предполагать вложения средств в экономическую сферу отдельных государств, в отдельные отрасли и направления экономического развития.
Источники инвестиций стран СНГ
СНГ – это объединение государств постсоветского пространства.
К странам СНГ относятся Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Туркмения.
Основными источниками инвестиций стран СНГ являются Международные банки развития. Они вкладывают средства в проекты, как государственного, так и частного характера.
Инвестиции иностранных государств в национальные экономики стран СНГ ориентированы на рост своего экономического влияния в данных государствах. Потому, они вкладывают большие объемы денежных средств в проекты частного и государственного характеров.
На протяжении последних лет в страны СНГ были совершены масштабные инвестиционные вложения евразийским и европейским банками. На их долю приходится до 50 % финансирования различных проектов. Следует отметить, что среди инвестиций европейского и евразийского банков, можно выделить ряд приоритетных направлений кредитования. К ним относятся:
- Развитие транспорта и инфраструктуры. На это направление приходится до 50 % инвестиционных средств. Чаще всего и в большем объеме средства выделяются Казахстану и Украине. Они реализуют наиболее интересные и масштабные проекты в этом направлении.
- Энергетика. В эту сферу вкладывается до 40 % инвестиционных средств. В основном они вкладываются в Казахстан, Украину, Белоруссию и Армению. Как правило, основная масса средств выделяется на развитие возобновляемых источников энергии.
- Финансовые проекты. На их долю приходится около 6-8% всех инвестиций. Основные их получатели - Армения, Узбекистан и Казахстан.
- Горнодобывающая промышленность. Инвестиции в данную сферу составляют примерно 1%. В основном эти вложения осуществляются в казахские проекты.
- Агропромышленный комплекс. На его долю, также, приходится около 1% инвестиций и, они также направляются в Казахстан.
Важной тенденцией является отсутствие желания инвесторов, западных финансовых институтов вкладываться в развитие обрабатывающей промышленности стран СНГ.
Привлечение большого объема инвестиций Казахстаном сопряжено с проведением им реформирования законодательства, регламентирующего инвестиционные вложения. Законодательство приобрело более либеральный характер ввиду ориентации на привлечение инвестиционных средств в свое национальное хозяйство.
Формирование фондов прямых инвестиций странами СНГ
В настоящее время наблюдается активное развитие сотруднического взаимодействия стран СНГ. Одним из направлений такого сотрудничества и экономического взаимодействия является создание фондов прямых инвестиций. Они ориентированы на снижение показателей дефицита бюджетов ряда стран и сформировать благоприятную среду для массового вложения средств странами содружествами в экономику друг друга.
Также формирование фондов прямых инвестиций направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего приток иностранного капитала.
Фонды прямых инвестиций стран, входящих в состав СНГ имеют разные размеры и разный уровень инвестиционной активности. Двусторонние суверенные фонды активно формируются Россией и Казахстаном. Остальные страны уступают по уровню инвестиционной активности. В настоящее время создан ряд крупнейших фондов прямых инвестиций, в их числе:
- российско-армянский инвестиционный фонд;
- российско-киргизский инвестиционный фонд;
- казахско-таджикский инвестиционный фонд.
В настоящее время наблюдается заинтересованность стран, входящих в состав СНГ в расширении экономических связей не только друг с другом, но и с иными развитыми и развивающими государствами. Они предпринимают попытки создания благоприятного инвестиционного климата. Значительное место в данном направлении деятельности отводится формированию фондов прямых инвестиций. Актуальным является создание единого суверенного инвестиционного фонда стран СНГ, а также формирование дополнительных региональных агентств и фондов прямых инвестиций, в ориентации на снижение нагрузки бюджетов стран постсоветского пространства. Для плодотворной реализации данной деятельности требуется соблюдение ряда условий:
- Реализация государственного-частного партнерства в сфере взаимного сотрудничества стран СНГ. Вложение инвестиций должно носить законный характер, иметь определенные гарантии, а также возможности возврата средств.
- Создание нормативного органа, реализующего контроль за соблюдением всех соглашений СНГ и выработке основ экономического взаимодействия для придания им унифицированной формы, подлежащей легкой проверке.
- Ориентация на привлечение инвестиций долгосрочного характера в наукоемкие экономические отрасли.
- Заключение соглашения о взаимной защите инвестиционных интересов стран СНГ. На сегодняшний день заключены только двусторонние инвестиционные соглашения. Общего многостороннего соглашения, регламентирующего прямые инвестиционные потоки и их стабильность, пока не имеется.
- Проведение согласованной валютной политики странами СНГ через формирование общего рынка капитала с целью создания эффективных условий для расширенного предоставления кредитов в национальных валютах.
- Формирование центров, занимающихся прогнозами инвестиционных потоков. Они должны быть ориентированы на оценку инвестиционной привлекательности стран СНГ для иностранных инвесторов и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
Следует отметить, что ресурсное обеспечение стран СНГ создает благоприятную почву для формирования инвестиционной привлекательности стран и привлечения долгосрочных иностранных вложений в разные сферы экономики и направления экономического развития.