Инфляция – это длящийся в течение продолжительного периода времени процесс обесценивания денежных средств, который выражается, прежде всего, в повышении общего уровня цен на продукцию.
Понятие, сущность и причины инфляции
Одним из свойственных современной экономике процессов является инфляция. Она представляет собой обесценивание денежных средств. Это означает, что через определенный промежуток времени на одну и ту же сумму денег экономические субъекты смогут приобрести меньший объем продукции (товаров, работ, услуг).
Проявление инфляции зависит от тех принципов, на основе которых функционирует экономическая система. В рыночной экономике инфляция проявляется, прежде всего, через повышение общего уровня цен на товары и услуги. В плановой (административно-командной) экономике инфляция проявляется, прежде всего, в подавленной форме, т.е. через возникновение товаров и услуг при сохранении прежнего уровня цен.
Сущность инфляции связана с соотношением в экономике денежной массы и объема производства. Соответственно, условием отсутствия инфляции является равенство темпов роста этих двух экономических величин. Если темп роста денежной массы превышает темп роста объема производства, то имеет место инфляция. В обратном случае (что бывает довольно редко) имеет место дефляция.
К числу основных причин возникновения и развития инфляции экономисты относят:
- увеличение расходов государственного бюджета, для чего государство осуществляет дополнительную и ничем не обеспеченную эмиссию денежных средств;
- массовое кредитование экономики, которое осуществляется в результате эмиссии необеспеченной валюты;
- монополия крупных предприятий (особенно в сырьевых отраслях) на определение цены производимой ими продукции;
- монополия профсоюзов, которые искусственно завышают уровень заработных плат в отличии от их рыночного равновесного уровня;
- сокращение реального объёма производства в стране при стабильном уровне денежной массы;
- ввод государством новых и увеличение старых налогов, пошлин, акцизов при стабильном уровне денежной массы.
Виды инфляции и их характеристики
Как уже было отмечено, инфляция может существовать в открытой форме (в странах с рыночной экономикой), что означает повышение цен, или в закрытой форме (в странах с административно-командной экономикой), что означает возникновение товарного дефицита.
Наиболее распространенная классификация инфляции составлена на основе такого признака, как уровень темпов роста цен на товары и услуги в экономике страны. По данному признаку обычно выделяют следующие виды инфляции:
- ползучая (умеренная) инфляция – годовой рост потребительских цен не превышает 10%; по мнению ряда экономистов, является элементом нормального развития экономики, поскольку выступает в качестве стимула развития производства и модернизации его структуры; в то же время существует опасность выхода умеренной инфляции из-под контроля государства;
- галопирующая инфляция – годовой рост потребительских цен находится в пределах от 10% до 50%; считается опасной для дальнейшего развития экономики, поэтому требует принятия срочных антиинфляционных мер;
- гиперинфляция – годовой рост потребительских цен превышает 50% и может достигать нескольких тысяч; в основном ее причиной является эмиссия государством в военные или кризисные периоды денег, используемых для покрытия бюджетного дефицита; парализует хозяйственный механизм и содействует переходу к бартерному обмену.
Также некоторые экономисты выделяют еще несколько разновидной инфляции. Так, личной инфляцией называют показатель роста цен на продукты, приобретаемые домохозяйствами. Стагфляция – это инфляция, которая сопровождается падением производства. Агфляцией (аграрной инфляцией) называют резкий рост цен на аграрную продукцию. Шринкфляция – это способ скрытия производителями от потребителей инфляции посредством снижения количества товара в привычной упаковке при сохранении отпускной цены на нее.
Методы измерения инфляции
Индекс потребительских цен является наиболее распространенным методом измерения инфляции. Данный индекс рассчитывается для фиксированной корзины товаров и измеряет соотношение стоимости корзины в отчетном и базовом периодах. Фактически является индексом Ласпейреса, поскольку при его расчёте экономистами и статистиками используется потребительская корзина базового года.
Кроме индекса потребительских цен экономисты разработали ряд других методов и способов измерения инфляции (особенно в условиях развития информационных технологий). В большинстве случаев, используется сразу несколько основных методов, чтобы подтвердить точность проведенных измерений. Речь идет про расчет следующих показателей:
- индекс цен производителей — это показатель себестоимости производства, который не учитывает добавочную цену дистрибуции и налогов с продаж и по времени опережает данные индекса потребительских цен;
- индекс расходов на проживание — это показатель, который учитывает баланс увеличения в экономике доходов и расходов;
- индекс цены активов (например, недвижимости, акций и др.) – это показатель, который рассчитываются в отношении отдельных видов товаров, которые, как правило, дорожают быстрее, чем растут цены потребительских товаров и стоимость денег;
- дефлятор валового внутреннего продукта (индекс Пааше) — это показатель, который демонстрирует, как в группе одинаковых товаров изменяется цена;
- паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют;
- индекс цен онлайн-магазинов, который рассчитывается в результате автоматической обработки страниц онлайн-магазинов;
- индекс среднего кассового чека, который получают в магазинах и сканируют потребители, принимающие участие в специализированных опросах.