Государственная экономическая политика – это система мер, механизмов государственного воздействия на экономику, ориентированных на стабилизацию экономического роста и всех рыночных процессов, а также обеспечение эффективного функционирования социальной сферы.
Государство реализует деятельность по экономическому регулированию в целях стабилизации параметров экономического роста и развития и обеспечение национального благосостояния.
Сущность и направления государственной экономической политики
Целевыми ориентирами, проводимой государством экономической политики, являются:
- обеспечение стабильного роста национальной экономики и благосостояния нации;
- стабилизация уровня занятости в стране в конкретный временной период и в определенных условиях хозяйствования;
- антиинфляционное регулирование экономического развития, направленное на стабилизацию уровня цен и их благоприятную динамику;
- обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.
Государственная экономическая политика проводится уполномоченными органами государственной власти, которые реализуют деятельность по следующим направлениям:
- Бюджетное регулирование. Оно связано с бюджетным планирование, прогнозирование и контролем, посредством которого осуществляется управление бюджетными средствами, а именно поступлениями доходов в бюджеты в оптимальных размерах и реализации расходования средств по актуальным направлениям социально-экономического развития страны.
- Структурное регулирование. Оно связано с изменениями макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики.
- Инвестиционное регулирование. Оно производится в направлении введения параметров инвестиционной деятельности, источников инвестиций, их объемов и иных характеристик.
- Денежно-кредитное регулирование. Данное направление связано с контролем финансовой сферы, а именно, регулированием объемов денежной массы в обращении, ценовой стабильности и производственной активности – роста и развития реального производства.
- Ценообразование. Данное регулирование связано с воздействием на цены посредством использования различных методов ценового контроля в целях достижения стабильности цен и макроэкономического равновесия.
- Фискальная политика. Она ориентирована на распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Проводится посредством методов прямого и косвенного вмешательства в финансовый сектор.
- Внешнеэкономическое регулирование. Его основная направленность связана с контролем объемов экспортной и импортной торговли, таможенных тарифов, привлечением иностранных инвестиций и контролем над вывозом капитальных ресурсов за рубеж.
- Институциональное регулирование. Его цель – создание новых и оптимизация структуры имеющихся экономических институтов и финансовых центров, их функциональной роли и развития в ориентации на текущие тенденции социально-экономического развития общества.
- Социальное регулирование. Оно связано с формированием благоприятной социального климата, обеспечения нормального уровня жизни для всех слоев населения, правовой защиты прав и свобод, достижения равноправия выбора и деятельности.
- Регулирование в сфере труда. Оно касается контроля трудовых ресурсов, рабочей силы и ее параметров. Государство оказывает воздействие на уровень безработицы, стремясь к его снижению, перераспределяет трудовые ресурсы по отраслям экономики, сферам деятельности, регионам страны и обеспечивает эффективность использования трудовых ресурсов на всех стадиях экономического цикла.
Государственное регулирование экономики ориентировано на своевременное реагирование на текущие вызовы социально-экономического развития, учет воздействия тех или иных внешних и внутренних факторов на параметры экономики и социальной сферы.
Текущие вызовы социально-экономического развития РФ
На сегодняшний день российская экономика переживает не самый лучший период. Кризисные явления являются ведущей тенденцией последних нескольких лет. Полноценной стабилизации экономической ситуации не происходит.
За последние пять лет страна пережила «идеальный шторм». В этот период наблюдалось проявление всех рисков социально-экономического развития. Ими являются:
- снижение цен на сырьевые ресурсы на мировом рынке;
- введение санкций, приводящих к ограничениям доступа к внешнему финансированию и технологиям;
- введение ряда политических ограничений, касающихся взаимодействия зарубежных компаний и банков с российскими, реализации совместных проектов;
- снижение инвестиционной активности в силу нестабильности курса национальной валюты;
- непрерывный рост инфляции.
На текущий временной период и без того отрицательная динамика развития российской экономики подвергается высокому санкционному давлению, вызванному со стороны стран Европы и Америки в результате проводимой Россией спецоперации на Украине.
Счетная палата разработала свой прогноз социально-экономического государства на 2023 год и среднесрочную перспективу. Он не является оптимистичным. Ожидается снижение темпов роста ВВП, который не достигнет и 3%.
Если в результате введения режима самоизоляции потери экономики страны в 2020 году составили 8%, то в настоящее время ожидается увеличение потерь, как минимум в 15% ВВП. Ожидается падение уровня ВВП в 2022 году на 15 %, по сравнению с показателем 2022 года и еще на 3 % в 2023 году. Таким образом, Россия сталкивается с серьезными экономическими потерями: все достижения социально-экономического развития последних пятнадцати лет будут утрачены и лишены всякого смысла. Тем более, что санкционные меры продолжают расширяться и увеличивать свое негативное воздействие на экономику страны.
На сегодняшний день санкционное воздействие активно подавляется и наблюдается укрепление курса рубля.