Фирма – это форма предпринимательской деятельности, представляющая собой хозяйствующий субъект, осуществляющий различные виды коммерческой деятельности с целью получения прибыли.
Фирма выступает самостоятельной экономической единицей, обладающей полномочиями по принятию решений относительно выбора вида деятельности, ее направленности, объемов, периода функционирования и иных вопросов.
Место фирмы в рыночной системе хозяйствования
Деятельность фирмы в рыночной экономике характеризуется самостоятельностью и прибыльностью.
Фирмы могут существовать в разных организационно-правых формах, сохраняя экономическую самостоятельность своей деятельности.
На современном этапе экономического развития, фирма выступает важным компонентом рыночной системы. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, поскольку, они определяют экономический рост и прогресс.
Сосуществование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений:
- Традиционных рыночных отношений.
- Внутрифирменного взаимодействия, которое представляет собой осознанный организованный процесс регулирования производства, с координированием всех процессов, реализуемых в рамках фирмы. Отношения координации строятся на основе применения нерыночных методов и форм - приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, нравственные основы деятельности.
Нерыночные отношения, формируемые в рамках фирмы, развиваются на основе соотношения рыночных и нерыночных связей.
В системы рыночной экономики, фирмы определяют порядок взаимоотношений между всеми субъектами хозяйствования. Их поведение на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, внешнеторговой деятельности. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро-, так и на макроуровне. Разработка основных направлений макроэкономической политики, во многом, зависит от функционирования фирм, доходности их деятельности. Макроэкономическое развитие опирается на микроэкономические параметры. Функционирование фирм лежит в основе макроэкономических показателей государства. Значимость фирмы в рыночной экономике и ее роль как базы макроэкономического развития государства обусловливает следующие направления государственной поддержки деятельности фирм:
- стабильный характер государственной поддержки предпринимательской деятельности;
- оказание поддержки в виде финансирования деятельности фирм на начальных этапах предпринимательской деятельности;
- введение льготного режима налогообложения по различным направлениям деятельности фирм в целях притока финансовых средств;
- развитие инфраструктуры предпринимательства: инновационных центров, специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов начальной подготовки предпринимателей и расширения опыта деятельности и др.;
- разработка эффективной системы защиты интеллектуальной собственности;
- выработка адекватного отношения граждан к предпринимательству, стимулирование его развития, посредством социальной пропаганды разного рода.
Формы организации деятельности фирм
Все формы, в которых фирмы реализуют свою деятельность в рыночной системе хозяйствования, делятся на три большие группы:
- Индивидуальные формы предпринимательской деятельности. Такие формы характеризуются простотой управления и единоличным владением бизнеса. Собственник капитала самостоятельно разрабатывает бизнес-план и оформляет фирму на собственное имя. Он является собственником бизнеса и одновременно его управленцем. Соответственно, итоги деятельности организации, а именно прибыль является доходом собственника, который имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. При этом, он несет всю ответственность за осуществляемую деятельность и риск реализации хозяйственных процессов и операций. Индивидуальные формы предпринимательской деятельности не обладают статусом юридического лица. Они могут привлекать наемный персонал для реализации различных трудовых операций на основании заключения трудовых и гражданско-правовых договоров. Однако, количество сотрудников является лимитированным (оно варьируется в зависимости от конкретной индивидуальной формы предпринимательства). Положительной чертой данной формы является полная автономность деятельность предпринимателя, его независимость в принятии решений и распределении доходов. Он имеет возможность самостоятельно выбирать направления развития фирмы, разрабатывать стратегию и тактику деятельности. Форма единоличного предприятия уместна там, где требуется не столько привлечение крупных капиталов, сколько быстрота решений, способность предпринимателя незамедлительно принять необходимые меры. Оперативность и гибкость деятельности мелких фирм, зачастую, обеспечивает им хороший стабильный доход, устойчивую рыночную позицию, конкурентные преимущества. Как правило, индивидуальные формы предпринимательской деятельности характерны для сферы торговли.
- Коллективные формы предпринимательской деятельности. Такое предпринимательство базируется на партнерстве субъектов национального хозяйства. Происходит объединение двух и более предпринимателей, которые разрабатывают бизнес-план, имеют определенные суммы денег и вносят их в качестве вкладов в уставные капитал, осуществляют совместное управление, разделяя функции по нему, принимают на себя риск, сопряженный с конкретным видом хозяйственной деятельности, несут имущественную ответственность за ее результаты и распределяют итоговые результаты деятельности согласно доли каждого собственника в бизнесе. Коллективные формы предпринимательства могут иметь различные виды. Все зависит от конкретного этапа экономического развития, специфики рыночной системы хозяйствования конкретного государства и различаются по уставу, формам ведения финансовой отчетности, управленческих и организационных основ деятельности, юридическому статусу. Основными формами коллективного предпринимательства являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества и акционерные общества, производственные и потребительские кооперативы.
- Корпоративные формы предпринимательской деятельности. Такие формы предполагают объединение коммерческих предприятий разных форм собственности для объединения своих капиталов, координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности реализации различных проектов. Основными формами корпоративного предпринимательства являются ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы. При формировании кооперативного объединения каждый хозяйствующий субъект сохраняет свою самостоятельность и статус юридического лица. Отношения строятся на основе заключения договоров реализации конкретной деятельности между членами объединения. Каждый член продолжает вести свою хозяйственную деятельность в опоре на свою учетную политику и устав, тогда как реализуются разные направления совместной деятельности, позволяющие получить определенные преимущества, решить проблемы функционирования каждому члену объединения.