Стабилизационная политика – это пути стабилизации экономического развития за счет применения налоговых, бюджетных, денежно-кредитных механизмов в их оптимальном сочетании и распределении полномочий и ответственности.
Сущность и механизм реализации бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, реализуемая органами государственного экономического регулирования в целях распределения ресурсов в экономической сфере, обеспечения занятости населения, экономического роста и развития.
Данная политика именуется фискальной. Она, прежде всего, ориентирована на изъятие средств у одних слоев населения и их передачу другим, посредством применения налоговых механизмов изъятия средств и разработки государственных социальных программ развития приоритетных социальных и экономических сфер.
Налоговая политика и бюджетное регулирование ориентируется на поддержание величины совокупного спроса на определенном уровне. Регулирование экономики в данном случае происходит за счет влияния на размер общих расходов.
Бюджетно-налоговая политика реализуется для достижения следующих целей:
- Стабилизация экономического роста государства.
- Обеспечение максимально полной занятости.
- Минимизация темпов инфляции.
Бюджетно-налоговая политика реализуется в двух видах:
- Стимулирующая фискальная политика. Она связана с преодолением кризисных экономических явлений и борьбой с их последствиями. В данном направлении применяются налоговые механизмы, ориентированные на снижение налоговой нагрузки, растут закупки государственных товаров, расширяются объемы бюджетных трансфертов до допустимых пределов.
- Сдерживающая политика. Она реализуется в период интенсивного экономического роста, который может привести с серьезным кризисным явлением, в следствие перегрева экономики. Избыточные объемы инвестиционных вложений угрожают ростом инфляции. Это требует повышения процентных ставок, увеличения налоговой нагрузки, сокращения государственных расходов для сдерживания величины денежной массы, находящейся в обращении.
Реализация данной политики осуществляется, посредством формирования органами государственной власти и местного самоуправления бюджетов.
Бюджет – это смета доходов и расходов государства.
Доходную часть бюджетов формируют налоговые поступления и иные доходы, связанные с операциями, проводимыми с государственным имуществом, выпуском ценных бумаг. На основании доходных поступлений определяются направления расходования данных средств. Они направляются на финансирование здравоохранения, образования, социальное обеспечение, развитие экономической инфраструктуры и иные значимые направления социально-экономического развития общества.
В случае превышения расходной части бюджета над доходной формируется бюджетный дефицит. Он требует своего покрытия за счет источников финансирования. Ими выступают бюджетные кредиты и займы у международных организаций и других государств. Величина долговых обязательств страны или ее отдельного региона отражает наличие у него государственного долга. Над сокращением его величины государство, также, активно работает стабилизируя экономические процессы, экономические параметры развития страны, ее отдельных сфер и отраслей народного хозяйства.
Денежно-кредитная политика государства: сущность и механизм реализации
Денежно-кредитная политика государства – это направление государственного экономического регулирования, ориентированное на управление совокупным спросом и обеспечение ценовой стабильности экономики.
Денежно-кредитная политика реализуется, посредством выполнения специальными институтами – банками, центральными банками программ деятельности, ориентированных на регулирование и координацию процессов монетарной системы, выдачу заемных средств и проведение безналичных расчетов. Реализуется данная политика посредством применения специальных рычагов и методов.
Все инструменты денежно-кредитной политики делятся на три основные группы:
- По объектам, на которые ориентируется воздействие: денежный спрос или предложение.
- По формам воздействия: прямое или косвенное воздействие.
- По характеру параметров регулирования: количественные методы или качественные методы.
- По срокам осуществления: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное регулирование.
Будучи составным компонентом стабилизационной политики, денежно-кредитная политика направлена на обеспечение стабильности цен и низкой инфляции. Низкий уровень инфляции обеспечивает рост уровня жизни и благосостояния нации. Поддержание ценовой стабильности помогает решить сразу несколько актуальных для государства проблем:
- снижение уровня инфляции для предотвращения обесценивания денег населения;
- рост доступности кредитного финансирования для юридических лиц;
- упрощение процедур стратегического планирования предпринимательской деятельности;
- рост уровня доверия к национальной валюте со стороны внутренних и внешних инвесторов;
- защита граждан с низким уровнем доходов.
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются:
- Ключевая процентная ставка. Она применяется Центральным банком для стабилизации уровня цен, сдерживания величины денежной массы в обращении.
- Регулирование официальных резервных требований. Резервные требования – метод контроля за соблюдением коммерческими банками своих обязательств. Устанавливаются требования к величине активов, резервов банков.
- Операции центрального банка на «открытом» рынке. Они связаны с покупкой и продажей ценных бумаг - облигаций федерального займа (ОФЗ).
Выкуп Центробанком ОФЗ увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа – сокращает ее объемы, что позволяет сдержать темпы роста инфляции.
Кроме данный инструментов, являющихся ведущими, могут быть использованы:
- купля-продажа валюты для стабилизации курса национальной валюты;
- введение ограничений по операциям кредитных организаций;
- выпуск облигаций Центробанка;
- установка финансовых индикаторов и анализ их изменений;
- рефинансирование кредитных организаций.
Центральный банк реализует свою денежно-кредитную политику через принятие законов и НПА, направлений публичных писем и заявлений руководства об основных направления текущего денежно-кредитного регулирования.