Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование на научно-техническую продукцию

Определение 1

Ценообразование – это определение стоимости продукции, по которой производитель готов ее продать, а потребитель приобрести.

Ценообразование осуществляется на основании сопоставления спроса и предложения на определенный вид товаров или услуг. Естественно, что особенности продукции конкретного типа обуславливают особенности ценообразования на нее.

Особенности формирования цен на научно-техническую продукцию

Научно-техническая продукция – это продукция, содержащая новые знания или решения, новые идеи и научно обоснованные практические способы деятельности, зафиксированная на любом информационном носителе, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ.

При установлении цен на продукцию научно-технической направленности происходит выделение этой продукции в особую группу, что приводит к следующим специфическим аспектам формирования цен:

  1. Необходимость согласования затрат на производство, создание научно-технических продуктов с техническими и экономическими параметрами нововведений.
  2. Техническая продукция, приобретаемая потребителями, оценивается ими, исходя из ее потенциала т.е. потребителю необходимо владеть информацией об эксплуатационных расходах, длительности рыночной жизни товара, масштабы распространения и иные параметры. Это обуславливает необходимость формирования цены на научно-техническую продукцию с учетом всех стадий жизненного цикла товара, который может протекать в разных социально-экономических условиях.
  3. Соблюдение равновесия экономических интересов производителя и потребителя. На основе качественных и количественных характеристик покупатель не всегда может дать объективную оценку продукции для принятия решения. Между тем в процессе купли-продажи учитываются все технико-экономические характеристики, которые обусловливают спрос и предложение.
  4. Научно-техническая продукция требует обязательного лицензирования т.е. соответствия всем необходимым требованиям эксплуатации и безопасности. Потому, формирование цен на продукцию данного типа зависит от цены лицензии, зависящей от экономической пользы конкретного продукта в сфере его применения.
  5. Формирование цен на научно-технические товары требует их обоснования. Для этого, необходимо проведение анализа и составление прогноза получения экономического эффекта от использования конкретной продукции.
«Ценообразование на научно-техническую продукцию» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Спрос на научно-техническую продукцию непрерывно возрастает. Это обусловлено этапом общественного развития и тенденциями научного прогресса.

Модели формирования цен на научно-техническую продукцию

Формирование цен научно-технической продукции осуществляется на основании специальной методологии, учитывающей все факторы, в той или иной степени воздействующие на цены товаров научного и технического назначения. Рассмотрим несколько моделей установления цен на научно-техническую продукцию. К ним относятся:

  1. Формирование цены, исходя из затрат разработчика продукта и нормативной (справедливой) прибыли. Происходит расчет ресурсов, которые были затрачены на разработку конкретного продукта и оценивается величина вознаграждения за приложенные усилия. Размер заработка, вознаграждения за труд разработчика определяется в процентах от общей стоимости разработки или заработной платы при ее создании. При этом, не требуется оценивать рыночный спрос на данный товар. Научная разработка не должна оказать воздействие на клиента, привлекать потребителей. Цена не зависит от конкретного эффекта, приносимого научно-техническим продуктом. Она отражает только объем потребления ресурсов для ее создания.
  2. Формирование цены, исходя из предполагаемого влияния использования данных научного развития на рабочую практику конкретного потребителя. Здесь, цена формируется, исходя из признания потребителями выгод от использования конкретной научно-технической продукции. Потребитель, приобретая научно-технический продукт, получает возможность создания с его помощью конкурентоспособных новых продуктов, а также обеспечение экономии ресурсного потребления. Основой для расчета цен в данной модели является экономический эффект научного развития и величина доли разработчика в формировании данного эффекта.

Таким образом, цена на научно-техническую продукцию формируется двумя основными путями, которые при совместном применении формируют ее верхние и нижние предельные значения.

Нижний предел определяется с точки зрения минимальной рентабельности для разработчика, т. е. она отражает все расходы, понесенные на создание продукции и получение небольшого вознаграждения разработчиком. Верхний предел отражает уровень покрытия затрат и получения максимального дохода разработчиком продукта и максимально возможную сумму, которую готов выложить потребитель на ее приобретение. Выход за верхний предел невыгоден для потребителя продукции. А в ценообразовании, важно, достижение соотношения интересов разработчика, производителя продукции и ее потребителя.

Установление нижнего предела цен базируется на затратном подходе, т. е. расчете себестоимости продукции и минимальной прибыли, которую получит создатель или научная организация.

Установление верхнего предела реализуется более сложно. Здесь требуется проведение ряда расчетов, касающихся:

  • прироста прибыли потребителя за счет использования продукта в своей деятельности или достижения степени экономии производственных затрат;
  • стоимости приобретения потребителем аналогичной технологичной продукции у другого поставщика;
  • издержек самостоятельной разработки аналогичного научного продукта потребителем.

Также, потребителю важно оценить риски приобретения продукта и его внедрения в производство, возможные экономические потери, величину прироста прибыли за счет использования продукта и необходимость реализации производственной модернизации или реорганизации деятельности тех или иных подразделений компании за счет внедрения нового научно-технического продукта.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot