Понятие и сущность анализа «издержки – выгоды»
Анализ «издержки – выгоды» - это методика оценки целесообразности различных государственных программ и проектов.
Применение данного анализа реализуется для таких программ и проектов, для которых невозможно проведение полной рыночной оценки реализации этих проектов в силу невозможности точного и рационального описания издержек и выгод и их ценовой оценки.
Использование данного метода позволяет оценить уровень воздействия реализуемой программы на общественный сектор – национальное благосостояние, уровень жизни граждан в тот или иной временной период.
Общественные расходы требуют своего оптимального распределения. Это актуализирует проблему не только оптимального использования ресурсов, но и их обоснованного распределения между сферами, отраслями общественного сектора. Для этого необходимо сопоставлять между собой принципиально разные по своему характеру результаты несхожих видов деятельности, а значит, выйти за рамки анализа издержек и результативности. Требуется соизмерение затрат и результатов проектов, осуществляемых в общественном секторе, в универсальной денежной форме т.е. реализуется подобие оценки затрат и выгод в рыночных ценах при оценки реализации инвестиционных проектов частного сектора. Решение данной задачи реализуется в опоре на оценочные процедуры, входящие в анализ издержек и выгод.
При проведении анализа «издержки – выгоды» реализуется расчет и оценка полных общественных издержек и полных общественных выгод. К учету обязательно принимается временной фактор.
Сущность анализа «издержки-выгоды» состоит в том, что происходит оценка реальной необходимости и целесообразности несения тех или иных расходов на достижение того или иного эффекта т.е. оцениваются выгоды, которые будут получены в результате несения конкретных расходов.
Таким образом, анализ «издержки – выгоды» ориентирован на оценку экономической эффективности реализации того или иного проекта, программы, принесения благ общественному сектору.
Значение данного анализа может быть отражено следующими положениями:
- Отражение полезности соответствующих благ для потребителей или готовность налогоплательщиков платить за те или иные блага, которые производятся в обществе.
- Отражение социально-экономической эффективности реализации программы, проекта.
- Определение возможностей использования альтернативных направлений развития, действий.
- Использование оценок, отвечающих предпочтениям конкретного общества на конкретном этапе развития и практике совершения общественного выбора.
- Определение пределом осуществления той или иной государственной программы, проекты. Открываются возможности оценки не только необходимости и актуальности реализации государственных программ, но и величины их охвата общественных процессов.
- Анализ издержек и выгод развеивает миф о тождественности понятий экономия на государственных расходах и сокращение государственных расходов. Экономия связана с эффективностью использования ресурсов. Она не предполагает их сокращение, а отражает возможность их более эффективного перераспределения в рамках общественного сектора.
- Отражение экономической целесообразности и оптимального объема выпуска общественных товаров.
Важно отметить, что общественные ресурсы на практике не сосредотачиваются в одном секторе, одной сфере и для достижения любой цели требуется ее наделение приоритетностью. Но эта приоритетность не может носить абсолютного характера. Разные цели и виды деятельности наделяются относительной приоритетностью. Это обуславливает неадекватность принимаемых решений в ходе оценки благ. Одному и тому же фактору благосостояния в разных случаях может быть придано разное значение.
Разработка данного анализа была реализована Альфредом Маршаллом в 1848 году. Анализ находит применение в тех сферах, в которых проблематично произвести оценку выгод от их реализации в денежном выражении. Это касается системы образования и здравоохранения, культуры и спорта, экологии, национальной безопасности.
Этапы проведения анализа «издержки – выгоды»
Проведение анализа «издержки – выгоды» включает в себя следующую последовательность операций:
- Формулирование обоснования принципиальной необходимости программы, значимости ее реализации.
- Выявление тех провалов рынка, на корректировку которых направлена программа.
- Формулирование вариаций государственного вмешательства и контроля в определенные процессы и направления деятельности.
- Оценка степени влияния программы на эффективность экономических процессов, оказания положительных эффектов различного рода.
- Оценка уровня влияния реализуемой программы на достижение социальной справедливости в распределении ресурсов.
- Стоимостная оценка общих и предельных издержек.
- Стоимостной расчет ожидаемых выгод реализации программы, проекта.
- Стоимостное сопоставление расходов на реализацию программы и получаемых выгод (при возможности данного расчета).
- Определение наиболее оптимального варианта из имеющихся, отражающего равенство предельным издержек предельным выгодам.
- Совершение выбора в пользу в оптимального варианта, ориентируясь на максимальную разницу между общими выгодами и общими издержками.
Стоит отметить, что анализ «издержки-выгоды», проводимый в общественном секторе, опирается на учет различных выгод, получаемых от его реализации. Не происходит оценка только количественных показателей и стоимостных данных. Учитываются и параметры безопасности, влияние на экологию, уровень занятости и др. В этой связи в анализе применяются альтернативные методы, позволяющие оценить издержки и выгоды программы при отсутствии данных о рыночных ценах, т. е. неимении стоимостных параметров деятельности.
Важное значение в эффективности проводимого анализа занимает определение исходных данных: необходимо обеспечить включение в анализ всех необходимых затрат и всех ожидаемых выгод и оценить их.