Реформы здравоохранения в США
Здравоохранение является чрезвычайно важной государственной сферой в США, поскольку составляет одну пятую ее экономики. США задействует на здравоохранение огромные средства (почти 18% ВВП), что предопределяет острые политические столкновения вокруг американской медицины.
Начиная с 70-80-х годов наблюдалось постоянное увеличение стоимости медицинских услуг, что в целом сказывалось на инфляции в экономике. При этом государства не забывало выделять дотации медицинским организациям. Это привело к тому, что в 90-х годах страна пришла к кризису здравоохранения, после чего проблема здоровья и его безопасности вышла на первое место. Основную проблему составляет трудность координации государственных и частных программ медицинского обеспечения.
В США для решения медицинских проблем еще в 1965 году были приняты две основных программы:
- Медикэр;
- Медикейд.
Крупнейшей медицинской программой является программа медицинского страхования «Медикэр». Это часть системы социального страхования, за которую государством взимается соответствующий налог, выплачиваемый как предпринимателем, так и работником. Эта программа автоматически распространяется на тех, кто старше 65 лет.
Программа «Медикейд» охватывает малоимущее и беднейшее население США, что превращает ее в благотворительную программу, поскольку ее получатели не платили налоги и сами не страховались.
В 2010 году президентом Обамой был принят закон «О доступном здравоохранении» («Обамакэр»), который предусматривал ряд нововведений. Так, с 2014 года любой американец должен иметь медицинскую страховку, иначе ему грозит штраф. Была расширена программа «Медикейд», в результате чего государственной страховкой было охвачено большее количество населения. Для детей, которые часто выпадали из системы медицинской страховки, была создана отдельная государственная программа.
Попытки отмены «Обамакэр» в Конгрессе
Введение программы «Обамакэр» привело к повышению налога на медицинское обслуживание, что вызвало рост недовольства у налогоплатежной части населения, однако реформа пользовалась поддержкой у большого количества населения, поскольку охват медицинской страховкой значительно увеличился.
Республиканская партия, к которой принадлежит Трамп, попыталась в 2017 году отменить реформу здравоохранения Б. Обамы, заменив его на свой проект здравоохранения. Республиканцы спешили принять новый законопроект в Конгрессе, но в итоге сенаторы даже не имели возможности полностью познакомиться с новым законом. Демократы в Конгрессе, которых 48, публично отказались одобрить новый законопроект. Их поддержали даже некоторые республиканцы, вызывав тем самым раскол в партии. Республиканцы располагали 52 голосами, поэтому каждый глосс у них на счету. Раскол в партии был неожиданностью для Белого Дома. Для того, что склонить республиканцев к нужному решению, для сенаторов был устроен банкет. Однако он не помог. При голосовании в Сенате 57 сенаторов проголосовали против отмены «Обамакэр» и только 43 за. Один из лидеров республиканской партии Дж. Маккейн еще до голосования высказался за необходимость пересмотра законопроекта Трампа. Даже после недели доработки по сохранению ключевых положений закона Обамы, но сокращению мер по страховой поддержке, республиканцы вновь не смогли «протащить» его через Конгресс. После повторного провала Трамп обратился к своей партии с тем, чтобы активизировать их на работу «с чистого листа», а также добиться поддержки от демократов.
Однако Конгресс не готов в ближайшее время принять какой-либо новый документ по здравоохранению, что объясняется разными взглядами республиканцев и демократов на систему здравоохранения. Республиканцы ориентированы на увеличение конкуренции на рынке здравоохранения и снижение цен на медицинские услуги. Они считают, что реформа Обамы не принесла ничего, только увеличила стоимость страховых полисов и сделала их обязательными. Республиканцы исходят из того, что медицинские услуги – это не право каждого гражданина, а услуга, которой могут пользоваться те, кто способен ее оплачивать.
Совсем иную точку зрения имеют демократы. Они считают, что каждый американский гражданин должен иметь доступ к медицине, а государство обязано поддерживать тех, кто не может сам себе позволить купить страховку. Поэтому демократы очень резко отреагировали на инициативу Трампа снизить государственные субсидии на покупку полисов. Демократы уверены, что отмена «Обамакэр» и принятие мер Трампа снизит нагрузку только с богатых граждан, в то время как малоимущие и даже средний класс будет лишен помощи.
Действия Трампа против закона Обамы
Трамп попытался отменить реформу Б. Обамы, но у него не получилось. Тогда он пошел на саботаж исполнения закона, предложив сменить метод расчета федеральных субсидий на покупку полисов медицинской страховки. Это привело к тому, что меньше людей сможет позволить себе получить субсидии, а значит, уменьшится количество застрахованных. Соответственно, Трампом был понижен штраф за отсутствие медицинского полиса до нуля.
Администрация Трампа не посчиталась с тем, сколько теперь граждан имеют доступ к медицинским услугам, но приняла в расчет недовольство по поводу увеличения налогов и рост государственных расходов.
Трампом были введены два вида новых полисов:
- краткосрочные полисы: первоначально должны были помогать населению закрывать пробелы в страховке между долговременными полисами, однако по введению Трампа они могут становится основными полисами, однако количество представляемых по ним медицинских услуг меньше, что в целом снижает их качество;
- ассоциированные полисы: возможность объединения мелких работодателей, которые самостоятельно не могут предоставить своим сотрудникам медицинское страхование.
Таким образом, краткосрочные полисы не предоставляют ключевые медицинские услуги, а ассоциированные планы имеют в качестве негативного последствия потерю доступа к медицинскому страхованию 130 тыс. американцев из-за роста ежемесячных платежей на индивидуальных рынках и рынках малых групп.
Показательно, что большинство американцев находится на позиции демократов – оно против отмены «Обамакэр». Как реакция на нововведения стало проведение собственной политики властей штатов. Так четыре штата (Нью-Йорк, Джерси, Калифорния, Массачусетс) запретили продажу краткосрочных полисов. Другие штаты ограничили их использование в той или иной степени, например, до трех месяцев в год. В большинстве штатов сроки использования таких полисов короче, чем предложенные Трампом.