Истоки зарождения армяно-российского сотрудничества в сфере безопасности
Армяно-российское сотрудничество – это взаимовыгодные международные отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения.
В 1991 году Советский Союз распался, что само по себе привело к существенным изменениям в системе международных отношений. Бывшие советские республики после обретения независимости вынуждены были столкнуться с множеством внутренних и внешних проблем, самостоятельного опыта решения которых у них попросту не было.
Южно-Кавказский регион считался одной из наиболее горячих точек постсоветского пространства. Здесь образовалось три новых государства – Армения, Грузия и Азербайджан (рисунок 1).
Рисунок 1. Страны Закавказья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Грузия и Азербайджан выбрали тактику постепенного дистанцирования от России. Армения же избрала другой путь, отдав предпочтение интеграции и сотрудничеству на постсоветском пространстве. Ею был взят курс на развитие тесного сотрудничества с Россией. В его основу была положена общность интересов. Со временем оно переросло в стратегическое партнерство.
Военно-политическое сотрудничество между Россией и Арменией развивалось как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Армяно-российские отношения стали играть ключевую роль в обеспечении региональной безопасности.
Современные основы сотрудничества России и Армении в сфере безопасности
После распада Советского Союза сотрудничество России и Армении в сфере безопасности развивалось в основном по нескольким основным направлениям. Сегодня совместная работа двух стран проводится в следующих форматах:
- российская военная база;
- объединенная группировка войск России и Армении;
- организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
- сотрудничество по линии спецслужб.
Рассмотрим их более подробно.
В рамках официально заключенных армяно-российских соглашений оба государства признают, что нахождение 102-й военной базы отвечает целям поддержания мира в регионе и выполняет функцию обеспечения стабильности на Южном Кавказе. В условиях активизации ближневосточного вектора внешней политики РФ российское военное присутствие в регионе становится все более актуальным.
В 2017 году между РФ и Арменией было подписано соглашение о совместном планировании и реагировании на угрозы национальной безопасности России и Армении под объединенным командованием. Так обе страны возложили на себя обязательства перманентного обеспечения взаимной безопасности друг друга. Это указывает на высокий уровень интеграции в данном направлении. России данное соглашение позволило окончательно закрепиться на Южном Кавказе, являющемся своего рода «окном» на Ближний Восток. Для Армении гарантии со стороны Москвы особенно важны на фоне расхождения позиций союзников по ОДКБ по эскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе.
На протяжении последних столетий Россия стабильно играла роль полюса притяжения для стран Средней Азии, Восточной Европы и Закавказья. И по сей день, она остается ключевым элементом и флагманом обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. В целях сохранения влияния в регионе, а также отталкиваясь от необходимости обеспечения безопасности вдоль российских границ, Москва выступила с инициативой создания нового формата сотрудничества на базе Договора о коллективной безопасности. Армения одна из первых присоединилась к Договору и вошла в число стран, ратифицировавших Соглашение по созданию ОДКБ. В настоящее время в Армении работает Институт ОДКБ. Его главная задача заключается в информационном сопровождении деятельности Организации. Членство в ОДКБ позволяет Еревану закупать вооружение по внутренним ценам и обеспечивает гарантию коллективной защиты.
По договору между Москвой и Ереваном пограничные войска России принимают участие в охране государственных границ Республики Армения в турецком и иранском направлениях. За все время совместной работы пограничному управлению ФСБ России в Армении не раз удалось предотвратить контрабанду наркотиков и препятствовать инфильтрации граждан третьих стран. Благодаря совместному патрулированию государственных границ была снижена нагрузка на личный состав погранвойск и вооруженных сил Армении, которые могут быть использованы для укрепления позиций на границе с Азербайджаном. Россия же смогла использовать наличие прямого доступа к территориям Ирана и Турции как существенный фактор реализации национальных интересов за пределами своего государства.
В целом справедливо говорить о том, что уровень военно-политического сотрудничества между Россией и Арменией в настоящее время находится на исторически высоком уровне. Именно благодаря этому во многом обеспечивается мир в Закавказье. Интересы Москвы и Еревана в данном вопросе совпадают – на это указывает углубление стратегического партнерства между государствами как субъектами международных процессов.
Перспективы развития военно-политического сотрудничества России и Армении
В настоящее время российско-армянские отношения по вопросам безопасности находятся на довольно высоком уровне интеграции. В то же время, военно-техническое сотрудничество между странами сегодня представлено исключительно в виде поставок вооружения, но оно может быть поднято на качественно новый уровень. Так, например, Ереван обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы принимать участие в проектах совместного производства. Формат подобного сотрудничества может иметь следующий характер:
- двусторонний;
- многосторонний (с привлечением покупателей создаваемой военной продукции).
Безусловно, возможности регионального сотрудничества России и Армении обладают большим потенциалом расширения, особенно с привлечением новых форматов и акторов на Большом Ближнем Востоке. Москва, используя преимущества Армении как стратегического партнера, может создать нейтральную платформу для обсуждения стратегических вопросов, связанных с проблемой разоружения и созданием зон, свободных от ядерного оружия. Армения может оказать России поддержку по формированию повестки по вопросам глобальной и региональной безопасности, а также по созданию площадок для прямого диалога как между государствами, так и между институтами.